Рекомендации по использованию литературы в младшем дошкольном возрасте для развития речи
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Мария Анатольевна Намекунг Фометио

Методическая разработка для воспитателей младших групп по использованию современной литературы в развитии речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51

комбинированного  вида Василеостровского района Санкт-Петербурга

«Рекомендации по использованию

литературы в младшем дошкольном возрасте

для развития речи»

Подготовила учитель – логопед     

Намекунг Фометио М.А.

Санкт – Петербург


Требования к подбору наглядности для детей дошкольного возраста

Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики.
Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются нагляднодейственное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно схематическое мышление).

В детском саду используются различные виды наглядности
естественная (реальные предметы, растения, животные), 
картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.), 
объемная наглядность (модели, муляжи),
аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы),
графическая (схемы, чертежи),
экспериментальная (элементарные опыты).

Требования к наглядности: 
должна реально отражать окружающую действительность, 
соответствовать уровню развития детей, 
быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

Условно весь наглядный материал разделяется на два вида: демонстрационный и раздаточный.
Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением.
Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов, предметов, явлений и т.д.; широко используется словесная наглядность — образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др.

 В каждый возрастной период качество восприятия наглядности во многом зависит от качества предъявляемого стимульного материала. Чем младше ребенок, тем актуальнее для его восприятия выделение и опознание единичных, хорошо различимых и находящихся на близком расстоянии объектов. 

Для детей до 3х лет картинки надо подбирать с учетом следующих требований: предметные изображения с четко выделенными контурами, однотонность фона, отсутствие его зашумленности, наличие достаточной контрастности между фоном и объектом, максимально простая форма изображения без обилия несущественных деталей. Размер предметного изображения для восприятия вблизи  не менее 5 см. При
работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, а дети должны находиться от рассматриваемого объекта на расстоянии 0,5 1 м.

Подбирая объекты для рассматривания для детей 3 – 5 лет педагогу следует обратить внимание на размер и четкость предметного изображения. Контур предметного изображения должен быть достаточно четким, цветовая гамма должна характеризоваться яркостью и насыщенностью. Усложняются
требования к композиционному построению: изображение нескольких объектов на первом и втором планах. Предметная картинка для рассматривания вблизи должна быть не менее 10 - 15 см, необходимо использовать подставки, помните, что при рассматривании объект должен находиться от глаз на
расстоянии не менее 30 - 35 см. После продолжительного рассматривания картины вблизи обязательно переводим взор вдаль. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения и профилактику близорукости.

 Для того чтобы словарь ребенка пополнялся новой лексикой, воспитателю необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:

• много говорить самому;

• следить за темпом речи (речь педагога должна быть неторопливой, размеренной);

• выслушивая ребенка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;

• не прерывать ребенка («Хватит, я все поняла!»), стараться выслушать его до конца;

• не использовать в общении с ребенком жаргонную лексику;

• не ругать ребенка в присутствии других детей.

Высокий уровень речевого развития

Достаточный уровень развития речи

Средний уровень развития речи

Низкий уровень развития речи

 выполняют предложенные задания самостоятельно, без помощи  взрослого;

при выполнении заданий иногда нуждаются в помощи взрослого(повтор заданий);

нуждаются в постоянной помощи взрослого (многократные повторы задания, стимулирующая помощь, одобрение);

 не выполняют больше половины заданий, отказываются от выполнения при возникающих трудностях;

точно понимают обращенную к ним речь;

обращенную речь понимают, задания выполняют точно, но требуется некоторое время на обдумывание словесной инструкции

выполняют задание соответственно инструкции;

знают функциональное назначение предметов, изображенных на картинках

недостаточно знают функциональное назначение предметов;

понимают простые предлоги;

предлоги понимают, но требуется повтор задания;

Большинство предлогов не понимают

не знают предлогов, не определяют цвета;

могут определить по картинке, где изображен один предмет, а где несколько;

могут определить, сколько предметов изображено на картинке «один — много», но не конкретизируют: «стул — стулья»;

затрудняются показать, где один, а где много предметов;

обладают высоким уровнем сформированности фонематического слуха;

Обладают средним уровнем сформированности фонематического слуха;

имеют недостаточно сформированное фонематическое восприятие;

Фонематическое восприятие не сформировано

имеют хорошо развитые глагольный и предметный словари;

из 15 предметных картинок могут точно назвать 8—11; глаголы знают недостаточно хорошо, путают их;

владеют предметным словарем ниже возрастной нормы;

часто применяют жесты;

знают основные цвета и определяют признаки предмета (большой — маленький);

достаточно точно произносят слова различной слоговой структуры;

воспроизводят слова замедленно, даже послогово, но правильно;

неточно воспроизводят слоговые структуры, переставляя, заменяя, пропуская слоги, звуки;

умеют отвечать на вопросы полной фразой, грамматически правильно строят предложения,   

владеют активной речью на уровне простой фразы;  отвечают простыми словами и фразами;

имеют недостаточно развитую активную речь , используют отдельные слова, простые фразы;

говорят малопонятно, аграмматично

самостоятельно рассказывают стихотворения.

стихотворение рассказывают сами, но с единичными подсказками, иногда с многочисленными искажениями.

 при рассказывании стихотворения самостоятельно только заканчивают предложения.

самостоятельно не могут рассказать стихотворение;

Рекомендации по использованию литературы

Методическая литература

Громова, Кабушко, Соломатина: Занятия по развитию речи детей 3-4 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО

Издательство: Сфера, 2018 г.

Развитие речи в детском саду Гербова Валентина Викторовна

Издательство Мозаика-Синтез

Ирина Батова: Живое слово как основа развития речи дошкольников. Декабрь-февраль. 3-4 года. ФГОС

Издательство: Учитель, 2018 г.

Арушанова, Иванкова, Рычагова: Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет. Методическое пособие

Издательство: Сфера, 2014 г.

Романович, Стефанова: Речевая мозаика. Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет. ФГОС

Издательство: Учитель, 2019 г.

Наталья Додокина: НОД. Речевое развитие. Младшая группа (3-4 года). Январь-май. 72 карты ФГОС ДО

Издательство: Учитель, 2018 г.

Оксана Ушакова: Развитие речи детей 3-5 лет. ФГОС

Издательство: Сфера, 2017 г.

Наталия Стефанова: Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи. ФГОС ДО

Издательство: Учитель, 2019 г.

Валентина Гербова: Учусь говорить. Пособие для детей 3-4 лет

Издательство: Просвещение, 2011 г.

Наталия Нищева: Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки. 2-3 года. Выпуск 6. ФГОС

Издательство: Детство-Пресс, 2018 г.

Наталия Нищева: Обучение детей пересказу по опорным картинкам. 3-5 лет. Выпуск 5. ФГОС

Издательство: Детство-Пресс, 2018 г.

Юлия Разумовская: Развитие речи. 3-4 года. ФГОС

Издательство: Феникс-Премьер, 2017 г.

Татьяна Ткаченко: Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша

Издательство: Эксмо, 2013 г.

"Развиваем речь. 3-4 года (+DVD)"

Издательство: Рид Групп, 2011 г.

Ольга Новиковская: Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-4 лет

Издательство: Корона-Принт, 2018 г.

Ольга Земцова: Развиваем речь. 3-4 года

Издательство: Махаон, 2016 г.

Елена Ульева: Развитие речи. Развивающие задания. Тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет

Издательство: Вакоша, 2019 г.

Марина Султанова: Нескучные уроки. Развитие речи для детей 3-4 лет

Издательство: Хатбер, 2015 г.

Художественная литература

Елена Колесникова: Литературные тексты для детей 2-3 лет. Потешки. Прибаутки. Стихи. Загадки. Сказки. ФГОС ДО

Издательство: Ювента, 2016 г.

Колобок. Сравнение, величина. Для детей 2-4 лет

Издательство: Карапуз, 2017 г.

Маршак, Михалков, Остер: Сказки в картинках В. Сутеева

Издательство: Малыш, 2016 г.

Григорий Остер: Котёнок по имени Гав. Развитие речи. 3-4 года

Издательство: АСТ, 2016 г.

Радлов, Хармс, Дилакторская: Рассказы в картинках

Издательство: Мелик-Пашаев, 2017 г.

Нина Федосова: Слушаю. Смотрю. Рассказываю. Пособие для детей 3-4 лет

Издательство: Просвещение, 2017 г.

Тамара Ломбина: Рассказы в картинках. Добукварик

Рабочие тетради

Марина Кузьмина: Развитие речи. Игры с глаголами

Издательство: Хатбер, 2015 г.

Марина Кузьмина: Развитие речи. Противоположности

Издательство: Хатбер, 2014 г.

Марина Кузьмина: Игры с прилагательными

Издательство: Хатбер, 2015 г.

Марина Кузьмина: Тесты по развитию речи для детей 3-4 лет

Издательство: Хатбер, 2014 г.

Вениамин Мёдов: Говорим правильно. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС ДО

Издательство: Вако, 2015 г.

Оксана Шмелева: Развиваем интеллект. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС

Издательство: Вако, 2018 г.

Оксана Ушакова: Говори правильно. Тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет

Издательство: БИНОМ ДЕТСТВА, 2018 г.

Наборы карточек

Созонова, Куцина: От слова фразе. Глаголы. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи (для детей 3-7 лет)

Издательство: Литур, 2018 г.

Куцина, Созонова: Грамматика для дошкольников. 4-6 лет. Методическое пособие

Издательство: Литур, 2016 г.

Набор занимательных карточек для дошколят. Котёнок

Я учу предлоги. Разрезные карточки Карякина О.

Рассказы в картинках. 3-10 лет

"Сказки в картинках. 3-10 лет"

Издательство: Лерман, 2012 г.

Набор карточек Карточки Домана для детей 0-3 лет

Набор карточек "Короткие стихи"

Карточки С Веселыми Заданиями. Развиваем Воображение И Речь 4+

Громова, Кабушко, Соломатина: Беседы по картинкам. Развитие речи детей 3-4 лет. Часть 1. ФГОС ДО

Издательство: Сфера, 2017 г.

Громова, Кабушко, Соломатина: Беседы по картинкам. Развитие речи детей 3-4 лет. Часть 2. ФГОС ДО

Издательство: Сфера, 2017 г.

Громова, Кабушко, Соломатина: Беседы по картинкам. Развитие речи детей 3-4 лет. Часть 3. ФГОС ДО

Издательство: Сфера, 2017 г.

Владимир Сутеев: Собери картинку! Лучшие сказки (20 карточек)

Издательство: Малыш, 2017 г.

Самуил Маршак: Собери картинку! Любимые сказки (20 карточек)

Издательство: Малыш, 2017 г.

Найди и покажи. Виммельбух

Попова, Рами: Найди и покажи. Веселые животные

Издательство: Клевер Медиа Групп, 2018 г.

Тьерри Лаваль: Найди и покажи. В доме

Издательство: Клевер Медиа Групп, 2017 г.

Людмила Доманская: Техника и транспорт

Автор: Доманская Людмила Васильевна

Издательство: АСТ, 2016 г.

Словарь в картинках

Ирина Дурова: Развитие речи. Тематический словарь в картинках. Мир человека

Издательство: Школьная пресса, 2015 г.

Весна в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей

Издательство: Гном, 2016 г.

Тематический словарь в картинках. Азбука действий. Кто что делает?

Издательство: Школьная книга, 2017 г.

Кордье, Тьери: Мама, что это? Словарь в картинках

Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г.

Чуковский, Сутеев: Расскажи сказки по картинкам

Издательство: Малыш, 2018 г.

Наталия Нищева: Картотека предметных картинок. Выпуск 29. Образный строй речи дошкольника (атрибутивный словарь)

Издательство: Детство-Пресс, 2013 г.

Барановская, Доманская: 5000 картинок, которые можно рассматривать целый год

Издательство: АСТ, 2018 г.

Настольные игры

Волшебный театр. Горшочек каши. Приключения трех поросят

Умные кубики. Уши, лапы и хвосты. 50 игр для развития интеллекта., АЙРИС-пресс

Развитие речи. Обучающая игра. 24 карточки

Издательство: Хатбер, 2018 г.

Мультфонарик

Сайты для приобретения: http://multfonarik.ru

https://www.labirint.ru

https://www.wildberries.ru

https://www.ozon.ru

https://my-shop.ru

https://mersibo.ru – компьютерные игры


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к проведению и планированию занятий по развитию речи для воспитателей детских дошкольных учреждений

1.Организационный момент2.Артикуляционная гимнастика3.Повтор пройденного материала4.Ознакомление с новым материалом (игра, беседа и т.д.)5.Физ. минутка6.Дыхательное упражнение7.Пальчиковая гимнастика8...

Рекомендации для родителей: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

  Одним из немаловажных факторов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.    Не для кого н...

презентация "Потешки для детей младшего дошкольного возраста" (развитие речи)

подборка потешек для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста", "Развитие речи"

laquo;Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

Методическая рекомендация для педагогов и родителей на тему развития речи у детей дошкольного возраста....

Сборник методических рекомендаций «Использование метода наглядного моделирования как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста»

В рекомендациях представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода наглядного моделирования.Методические рекомендации адресуются воспи...