Главные вкладки

    Дидактические игры по развитию речи для детей подготовительной группы
    картотека по развитию речи (подготовительная группа)

     Урбанова Инна Германовна

    «Закончи слово»

    Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

    Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

                       

    «Угадай слово»

    Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

    Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

                                   

                               «Сплетем венок из предложений»

    Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

    Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

     

     

                 «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

    Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

    Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

     

     

                                       «Волшебные кубики»

    Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

    Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.

    Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

    .

     

                                                   « ПРЯТКИ»

    Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.

    Ход.Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.

     

     

                                                 «НОВОСЕЛЬЕ»

    Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.

    Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.

    «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа»

    «Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа»

    «козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева»

    «Заяц живёт над козлёнком»

    «Мышка живёт над зайцем»

    «Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей»

     

     

     

                                 «ИЗМЕНИ СЛОВО»

    Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ. 

    Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает.

    Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.

    - Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.

    - Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем…

    - Вы ищете…; -Они ищут…

    Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а ….., не когти, а …., не хвост, а …..

     

                                   «ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ»

    Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.

    Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

    У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.

    У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.

    У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.

    У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.

    У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.

    У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов.

    У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.

     

     

                                   «Веселый поезд»

    Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

    Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

    Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

     

     

    «Найди братца»

    Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

    Материал: Предметные картинки

    Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

    Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

    Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

     

     

    «Наоборот».

    Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

    Задачи: Учить детей использовать в речи антонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

     

     

    «Назови слово с нужным звуком».

    Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

    Задачи: Учить детей находить слова с нужным звуком. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте (растения, птиц, зверей и.т.д), название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

     

     

    «Назови три предмета».

    Цель: упражнять детей в классификации предметов.

    Задачи: Учить детей классифицировать предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

    «Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

     

     

    «Добавь слог»

    Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

    Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

     

     

    «Скажи по-другому»

    Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

    Задачи: Учить детей находить слова подходящие по смыслу. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

     

     

    «Гласные звуки»

    Цель: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки.

    Ход игры:Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей.

     

    «Назови три слова»

    Цель: активизация словаря детей.

    Ход игры: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

    Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

    Что можно варить?

    Что можно читать?

    Чем можно рисовать?

    Что может летать?

    Что может плавать? И т.д.

     

    «Чудесный мешочек»

    Цель: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).

    Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т.д.

     

    «Закончи предложение»

    Цель:употребление сложноподчиненных предложений.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям закончить предложение:

    Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.

    Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.

    Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.

    Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.

    Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.

    Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.

    Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.

    Мы поедем завтра в лес.. Если будет хорошая погода.

    Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.

    Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.

     

    «Лишнее слово»

    Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

    Ход игры:Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

    Лексический материал (например):

    шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

    зима, весна, ноябрь, лето, осень.

    белка, заяц, медведь, синица, еж.

    шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.

    Источник: http://a2b2.ru/methods/43734_kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiu_rechi_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe/

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы.

    С ребенком четырех лет можно играть в словесные игры, которые хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать....

    Интерактивная игра по развитию речи для детей подготовительной группы «Как зовут детей?»

    Цель игры: закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена....

    Дидактические игры по развитию речи для детей старшей группы

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20199430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]"ПОДБЕРИ ПРИЗНАК" Цель: учить согласовывать прилагательные с существите...

    Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20199547","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР  ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  В  СР...

    Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы

    Дидактическая игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе...