Развиваем речь с мамой
консультация по развитию речи (младшая группа)

Белинская Ирина Анатольевна

Младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_28_aprelya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!!!

Представляем вашему вниманию рекомендации

по развитию речи в домашних условиях!!!

(28.04.2020г)

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы, можем:

  • поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
  • в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
  • загадать загадку и найти отгадку;
  • поискать приметы времени года;
  • познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;
  • прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
  • поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

  • Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз.
  • Учите с детьми стихи, потешки,  загадки наизусть.
  • Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями.
  • Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

  • Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».
  • Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.
  • Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
  • Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
  • Загадайте загадки по сказкам.

Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь –

Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? (Волк и семеро козлят)

Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. ( Репка)

Добрый доктор говорит:
ш – Побеждаем мы бронхит
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем! ( Айболит)

  • В хорошо знакомые сказки можно и поиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги – ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Апельсин.

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (Сжимают и разжимают пальцы        обеих рук в кулаки)
Эта долька — для ежа.
Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого)
А для волка — кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас — беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

Дом и ворота.

На поляне дом стоит, (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук)
Ну, а к дому путь закрыт. (Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)
Мы ворота открываем, (Развернуть ладони параллельно друг другу)
И в тот домик приглашаем. (Изобразить крышу дома)

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок». Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Артикуляционная гимнастика

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

  • «покусываем язычок»,
  • «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
  • расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Игры на звукопроизношение

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» — ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорит громче. По сигналу — «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкает.

Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса, произносит звук «С-С-С…».

Использование чистоговорок

«да-да-да – в огороде лебеда»,
«ду-ду-ду – растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша – принесли домой ерша»
«ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту»

«жа-жа-жа – есть иголки у ежа»
«чи-чи-чи – прилетели к нам грачи»
«жу-жу-жу – я на солнышке лежу».

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

  • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематической — правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное * говорить медленно, ясно и громко.
  • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
  • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
  • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
  • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

– Что это? (Кто это?)

– Какого цвета?

– Что есть у зайки? (Что это у зайки?)

– Как можно назвать зайку?

– Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Играя вместе с мамой, развиваем речь.

Уважаемые родители! В эти игры Вы можете играть с ребёнком в любое свободное время: на прогулке, по дороге из детского сада, во время приготовления ужина....

Консультация для родителей "Игры с мамой развивают речь"

Рекомендации о играх вместе с мамой, когда мама занята на кухне...

Консультация для родителей "Игры с мамой развивают речь"

Где взять время на развитие ребенка, на игры с ним? Все просто! Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям а также развивать речь......

Развиваем речь с мамой

Младшая группа...

Для вас, мамы и папы. Советы родителям "Тренируем руки - развиваем речь" Игры с прищепками. Памятка родителю от ребёнка

Советы родителям "Тренируем руки - развиваем речь"Игры с прищепкамиПамятка родителю от ребёнка...

Развиваем речь дома с мамой. Игры с неговорящими детьми.

Успешно развивать речь самых маленьких деток можно не только на занятиях с логопедом. Гораздо интереснее для малыша играть и развиваться дома с мамой. Достаточно использовать в привычном для ребёнка б...