Главные вкладки

    Развитие речи "Литературный колейдоскоп"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Турсукова Гульназ Рифовна

    Цель: выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnyy_koleydoskop.docx22.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

    «Литературный калейдоскоп».

    Цель:

    Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

    Развивающие:

    1. Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.
    2. Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
    3. Развивать мышление и память, объяснительную речь.

    Воспитывающие:

    1. Воспитывать выдержку, терпение.
    2. Воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств.

    Материалы и оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация, маски героев сказок, сюжетные картинки.

    (звучит музыка: «В гостях у сказки»)

    Ход занятия

     

     Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки?

    -Какие сказки вы знаете?

    Дети: - Красная шапочка, царевна-лягушка, теремок, дюймовочка, три поросенка, хитрый дрозд, гуси – лебеди, золушка, репка, мальчик с пальчик.

    Воспитатель:

    - Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Вы поддерживаете мое предложение?

    -Но, перед тем как отправиться в путь, мне хотелось бы знать какая сказка у каждого из вас любимая.

    Ответы детей.

    Воспитатель: - Дети, а у меня есть тоже любимая сказка! Ее вы узнаете, посмотрев на картинку.

    Дети: - Это теремок!

    Воспитатель: - Молодцы, правильно. - А знаете ли вы, какие сказки бывают?

    Дети: - Волшебные, бытовые, про животных.

    Воспитатель:

    Сказки о животных.

    • Основными действующими героями будут животные.
    • Они разговаривают, совершают добрые или плохие поступки.
    • ведут себя как люди.
    • Какие сказки можете назвать?

    Ответы детей.

    Воспитатель: 

    -Я очень рада, что вы так много знаете сказок о животных.

    Волшебные сказки.

    • Волшебные сказки обычно более сложные, чем сказки о животных.
    • Здесь главными героями, обычно, являются люди.
    • Животные выступают обычно только, как помощники  (серый волк,

    богатырский конь).

    -Я предлагаю вам вспомнить эти сказки.

    Ответы детей.

    Воспитатель: - Молодцы, вы меня порадовали. Даже называли такие сказки, которые я подзабыла. Умницы.

    Бытовые сказки.

    • Герои таких сказок обычные люди: крестьянин, солдат, наемный работник.
    • Они борются за справедливость с вышестоящими, иногда с нечистой силой (черт) и побеждает благодаря смекалке, хитрости и храбрости.

    -Я начну говорить бытовые сказки, а вы продолжите. «Каша из топора», …(ответы детей)

    Воспитатель:

    -Ну, дети, молодцы, удивили. Я вам предлагаю отдохнуть и немного размяться.

    Физминутка.

     Буратино потянулся,

    Раз – нагнулся,

    Два – нагнулся,

    Три – нагнулся.

    Руки в стороны развел –

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    Воспитатель: - Дети , я скажите мне пожалуйста, чему учит нас сказка?

    Дети: - Сказка учит не бояться трудностей, учит не судить о людях по внешнему виду. Сказка учит, что хорошее дело не с первой попытки получается. Сказка учит любви к родителям. В сказке добро всегда побеждает зло.

    Воспитатель: - Дети,  во всех сказках есть герои. Они делятся на положительных и отрицательных. Я хочу с вами поиграть в игру. Я вам буду называть героев сказок, вы мне жестами давать ответ. Если это положительный герой, то поднимаете руку вверх, а если это отрицательный герой то руку не поднимаете. Всем ли понятно правило игры?

    Дети: - Да.

    Воспитатель: - Емеля,  Баба-Яга, Кощей- Бесмертный, Иван-царевич, Кот Боюн, Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Царевна –лягушка, Василиса Прекрасная.

    Воспитатель: -Умницы.

    Воспитатель: -В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

    Мышка -…норушка;

    Лягушка -…квакушка;

    Зайчик -…побегайчик;

    Лисичка -…сестричка

    Волк -…зубами щелк.

    А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

    Косолапый -…медведь;

    Косой -…заяц;

    Кумушка -…лиса;

    Быстрые ноги, короткий хвост -…заяц.

    Воспитатель: -  А мы продолжаем наш литературный калейдоскоп.

    И пришло время, отгадать загадки. Готовы?

     Дети: - Да, готовы.

    Воспитатель:

    • Ждали маму с молоком,
      А пустили волка в дом…
      Кем же были эти
      Маленькие дети? (козлята)

     

    • Уплетая калачи,
      Ехал парень на печи.
      Прокатился по деревне,
      И женился на царевне. (Иван Дурак)

     

    • Вот совсем нетрудный,
      Коротенький вопрос:
      Кто в чернильницу сунул
      Деревянный нос? (буратино)

     

    • Лечит маленьких детей,
      Лечит птичек и зверей,
      Сквозь очки свои глядит
      Добрый доктор… (Айболит)

     

    • Стрела молодца угодила в болото,
      Ну где же невеста? Жениться охота!
      А вот и невеста, глаза на макушке.
      Невесту зовут … (лягушка)

     

    • Бабка, старый дед и внучка,
      Мышка, кот, собака Жучка -
      Вместе все меня смогли
      Вытянуть из-под земли. (Репку)

    - Дети, а давайте вы мне расскажите и покажите сказку «Теремок»

    (инсценировка сказки)

    Воспитатель:

    Ну, порадовали меня дети, хорошая сказка у нас получилась. Молодцы!

     (звучит музыка «В гостях у сказки»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

    осенний колейдоскоп

    отчет о проведении праздника "Осенний калейдоскоп"...

    Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

    Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

    Студия "Театральный колейдоскоп"

    Актуальность проекта:                 В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от ...

    Развитие речи "Литературный колейдоскоп"

    Цель: выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети....

    Телевизионный колейдоскоп

    Телевизионный колейдоскоп...

    Рекомендации для родителей по теме: "Новогодний колейдоскоп"

    Материал  содержит дидактический материал для совместной работы с детьми по теме: "Новогодний колейдоскоп"...