Главные вкладки

    Конспект НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой Ш" подготовительная группа
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Дьяченко Кристина Олеговна

    Конспект НОД "Знакомство со звуком и буквой Ш"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_po_obucheniyu_gramote.docx17.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию речи  «Знакомство со звуком и буквой Ш»

    Цель: подготовка к обучению грамоте.

    Задачи:

    Закрепить правильное произношение звука «ш». Упражнять в определении наличия- отсутствия звука «ш» в словах, в определении позиции звука «ш» в слове (начало, середина). Деление слов на слоги .Познакомить с буквой Ш.

    Развивать слуховое внимание, память , речь, координацию речи с движением.

    Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

    Демонстрационный материал: домики для звуков «А», «О», «Ы», «Ш», схема звука «ш».Картинки: шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

    Раздаточный материал: фишки для звукового анализа ,звуковые линейки.

    Этапы НОД

    Содержание НОД

    IОрганизацион- ный этап

    -худ.слово

    -вопрос

    -пояснение

    Ребята ,послушайте небольшое стихотворение.

    «-Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться –доброе утро!

    Доброе утро, солнцу и птицам.

    Доброе утро , улыбчивым лицам!»

    Я хочу пожелать, чтобы у всех вас сегодня было доброе утро,добрый день,а особенно для вас,ведь вы пришли заниматься,узнавать новое.

    Вы хотите заниматься?(да)

    Значит будем заниматься.

    IIОсновной этап

    -введение в тему

    -беседа

    -худ.слово

    артикуляционная гимнастика

    -вопросы

    -пояснение

    -пояснение

    -работа с домиками

    -работа в тетради

    определение позиции звука

    -физминут-ка

    Дидактическая игра«Телеграф»

    Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но для начала вспомним чем отличается звук от буквы.(Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем.)

    -На какие две группы делятся все звуки?(Звуки делятся на гласные и на согласные).

    -Чем отличаются гласные звуки от согласных?(при произнесении гласного звука воздух не встречает преград и его можно тянуть долго. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

    Давайте поиграем : я показываю букву, а вы по очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

    Ребята к нам сегодня кто-то пришел в гости,я сейчасзагадаю загадку, и вы сразу отгадаете, кто же к нам пришел.

    «Живет в норке,грызет корки

    Короткие ножки,боится кошки»(мышка)

    Ребята, это мышонок Шуша.Он для вас придумал много заданий,и если вы справитесь с ними, он вам что-то подарит.

    Какой звук повторяется в словах мышонок и Шуша

    Верно звук «ш». Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука «ш», но перед этим сделаем артикуляционую гимнастику.(вызываю ребенка,ребенок проводит гимнастику).

    Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур.

    -Как шуршит Шуша?

    -Верно , все произнесем :шур-шур-шур.

    -Какой звук в начале этих слов?

    -Давайте произнесем его.

    -Что делают наши губы,когда мы произносим звук «ш»?

    -Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

    -Верно,они круглые как бублик.

    -Что делает наш язычок, когда мы произносим звук «ш»

    -Язык поднимается к небу за верхние зубы.А какой воздух –теплый или холодный выходит изо рта,когда мы произносим звук «ш»? Поднесем ладонь ко рту и скажем шшшшш.

    -Воздух теплый.

    А что делает голос, когда мы произносим «ш»: спит или поет песни?

    Приложите все руку к шее, скажем шшшш….В домике было тихо или голос пел песни?

    В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

    Ребята а звук «ш» гласный или согласный?

    -Верно, согласный, звонкий или глухой?(глухой)

    -А звук «ш» твердый или мягкий?

    -Да,твердый, глухой, согласный звук. Этот звук никогда не бывает мягким, всегда твердый.

    (На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними-соответствующие фишки для обозначения звуков).

    -Посмотрите, что это за домики?(домики для звков)

    -Какие звуки живут в красном домике?(гласные звуки)

    -Какие звуки живут в синем домике?( согласные твердые звуки)

    -В какой домик мы поселим звук «ш»?

    -Поселим в синий,так как зву «ш» согласный ,твердый)

    -Фишкой какого цвета будем отмечать звук «ш»?(фишкой синего цвета)

    Раскрасим «одежду» звук «ш» карандашом синего цвета. И запомним, что звук «ш» -согласный, твердый, глухой.

    -А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки определяем позицию звука в слове(обозначаем начало,середину, конец).Картинки «мишка», «шапка», «душ».

    Какие вы молодцы, а сейчас пришло время отдохнуть.

    «Прыг-да скок, прыг –да скок

    Мышка прыгнула на пенек.

    В барабан она громко бьет,

    В чехарду играть зовет.

    Лапки вверх,лапки вниз,

    На носочки, подтянись!

    Лапки ставим на бочок,

    На носочках прыг-скок-скок.

    А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

    Ребята посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок. Девочкам нужно выбрать картинки, где звук «ш» в начале слова. Мальчикам,где звук «ш» в середине слова. Картинки:штаны,шляпа,шуба,шапка,шорты,мишка,лошадка,кошка,мышка,мартышка,лягушка.

    -Девочки,как можно назвать все картинки,которые вы нашли?(одежда)

    -Мальчики, а как у вас можно назвать одним словом?(животные).

    А сейчас по очереди сосчитайте ,сколько слогов в каждом слове и поместите картинку на нужную строчку.Назовите слова, в которых один, два,три слога.

    IIIЗаключи-тельный

    этап

    поощрение

    С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игр играли?

    Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша дарит наклейки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...

    Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

    Конспект занятия по обучению грамоте "Планета звуков и букв".

    Занятие по обучению грамоте в старшей группе....

    Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

    Обобщающее занятие: «Гласные звуки и буквы»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы]....

    Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук О, буква О.» (для детей 6-7лет)

    Задачи:  1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О. 3) Продолжать учить дет...

    Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа)

    Программное содержание:Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.Продолжать знакомство ребенка...

    Конспект НОД по обучению грамоте « Согласный звук [Ш]. Буква Ш».

    Знакомство с буквой Ш, формирование правильного произношения звука  [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Определение  количества слогов и...