Знакомство с дымковской игрушкой
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Кунакильдина Лилия Хакимжановна

Знакомство с дымковской игрушкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_s_dymkovskoy_igrushkoy.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

конспект

Непосредственной образовательной деятельности по

художественно-эстетическому развитию

на тему: «Развитие речи через овладение новыми знаниями на занятиях декоративного рисования».

«Знакомство с дымковской игрушкой» для детей младшей группы.

      Воспитатель: Кунакильдина Л.Х.

г. Озёрск

Цель:  

  • Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
  • Формирование эстетического вкуса.
  • Воспитание к традициям русского народа.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественное эстетическое развитие.

Задачи:

  • Учить, узнавать предметы дымковских мастеров.
  • Развивать эстетический вкус.
  • Знакомить детей с малыми формами фольклора.
  • Закрепить приёмы работы с кистью в изображении знакомых элементов узора дымковских игрушек.

Предварительная работа:

  • Чтение и заучивание произведений устного народного творчества.
  • Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров.
  • Прослушивание русских народных мелодий.
  • Рисование элементов узора дымковских игрушек.

Словарная работа.

  • Активизировать словарь детей словами: узор, дымковская игрушка.

Материалы и оборудование:

  • Изделия дымковских мастеров.
  • Украшение зала изделиями народного декоративного прикладного искусства.
  • Костюм мастерицы.
  • Детские костюмы.
  • Кисти, краски, бумага, баночки с водой.

Зал украшен изделиями русских народных промыслов.

Играет музыка «Свиридов – частушки» (Дорожка №1), выбегают двое детей-скоморохи, бегают, играют.

Входят дети в зал, впереди воспитатель в костюме дымковской барыни (мастерица). Все встают полукругом.

Мастерица:

        «Солнце зимнее встаёт

        Спешит на ярмарку народ

        А на ярмарке товары

        Расписные самовары

        Покупают люди сушки

        И отличные игрушки»

«Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие гости. Я мастерица, вот пришла на ярмарку,  на людей посмотреть и показать свои игрушки, ведь ярмарка – это большой праздник»

Ребёнок:

        «На ярмарку, на ярмарку

        Спешите все сюда

        Здесь шутки, песни, сладости

        Давно вас ждут друзья»

Ребёнок:

        «Что душа твоя желает

        Всё на ярмарке найдёшь

        Все игрушки покупают

        Без подарка не уйдёшь»

Мастерица:

«Как праздник начинается,

Весь народ гулять идёт

Вот и красны девицы

И добры молодцы

Заводят хоровод»

Звучит музыка «Утушка луговая» (Дорожка №2)

Дети водят хоровод.

Дети садятся на стульчики.

Звучит музыка «Попурри из русских народных мелодий (Дорожка №3)

Мастерица: (У неё в руках корзинка)

        «Есть на Вятке слобода

        Зовётся Дымково она

        Вечера зимою длинные

        Лепят мастер здесь из глины»

        «Мастера для всех ребят

        Налепили жеребят

        Всадников, цыплят

        Посадили их в ушат»

        «Посадили, подсушили, побелили,

        краской яркой нарядили

        Разложили всё в корзины

        И на ярмарку скорей»

Ребёнок:

        «Там на ярмарке зимой

        Ждут игрушки нас с тобой

        Барыни да петухи

        Поросята, индюки»

        

«Ярко все наряжены

        Пёстро разукрашены,

        Любит их и стар, и млад

        Каждый тем игрушкам рад»

Мастерица: «Пришла пора посмотреть, что это за игрушки»

Достаёт по очереди игрушки, дети подходят и рассказывают стихи.

Ребёнок:

        «Посмотри, как хороша

        Щёчки алые горят,

        Удивительный наряд:

        Сидит кокошник горделиво

        Барыня очень красива»

Мастерица: Показывает лошадку.

        «Кони глиняные скачут

        На подставках что есть сил

        И за хвост не удержаться

        Если гриву упустил»

Отдаёт лошадку ребёнку. Мастерица показывает индюка.

Ребёнок:

        «Вот индюк нарядней

        Весь такой он ладный

        У такого индюка

        Все расписаны бока»

Мастерица достаёт игрушку петуха.

Ребёнок:

        «Посмотрите пышный хвост

        У меня совсем не прост

        Точно солнечный цветок

        Ярко красный гребешок»

Мастерица: «Ах, какая игрушка красивая!»

Ребёнок: «Голосисты эти птицы и нарядны словно ситцы»

Мастерица: «Ай да хороши игрушки» (заглядывает в корзину: «у меня их много»).

«А пока вправо влево повернёмся,

         Веселее улыбнёмся,

Мы приехали не зря,

         В карусель играть пора.»

Ярмарка в самом разгаре, вставайте дети в круг. (Дети ставят игрушки на стол, остальные дети присоединяются).

Игра «Карусель», звучит музыка «Ах вы сени» (Дорожка №4).

Звучит музыка (Дорожка №3 – Попурри из русских народных мелодий).

Мастерица: (Берёт корзину) «Вот ещё игрушки яркие» (Показывает)

Ребёнок:

«Уточка Марфуточка

        Бережком идёт,

        Уточек Марфуточек

        купаться идёт»

Мастерица: (Берёт игрушку – Барашка, показывает)

Ребёнок:

«Вот барашек свисток

Левый рог завиток,

Правый рог завиток,

на груди цветок»

Мастерица: «А это что за свинка?» (Показывает)

Ребёнок:

«Яшка дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке»

Мастерица: (Достаёт из корзины листочки силуэтами Дымковских игрушек, показывает)

«Ой, а эти игрушки мастера не успели раскрасить к ярмарке. Ну это не беда. Поможем, ребята, мастерам раскрасить игрушки?»

Дети: «Да!»

Мастерица: «У нас есть художники, занимайте свои места»

Дети садятся за столы, где заранее приготовлены краски и кисти, баночки с водой.

Мастерица: «Ребята, давайте вспомним, какими же узорами украшают дымковские мастера свои игрушки» (показывает на плакат с элементами узоров)

Дети хором называют элементы узоров:  кружочки, клеточки, полоски, колечки.

Мастерица:

«Простой, казалось бы, узор

А отвести не в силах взор»

Мастерица: «А теперь возьмите кисточки, обмакните водичкой и не забудьте лишнюю водичку убрать об край стакана. А затем кисточка будет плясать в краске. А пока художники работают, уважаемым гостям предлагаю посмотреть видео, как эти игрушки наши появились» (Видео 4 минуты)

Звучит музыка «Попурри из русских  народных мелодий».

Дети заканчивают работу, мастерица приглашает их встать перед гостями со своими работами.

Мастерица:

«Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные.

Мы писали, мы старались,

Подарить вам собирались»

(Дети дарят свои работы гостям)

Мастерица:

        «На Руси уж так идёт

        Что талантливый народ.

        У нас есть кузнецы

        Удалые молодцы»

Все дети встают полукругом.

Мальчики:

        «Мы ребята озорные»

Звучит музыка «Во кузнице» (Дорожка №4)

Мальчики берут шумовые инструменты, девочки подплясывают.

Мастерица:

        «А как у нас ли тары-бары

        Всяк и разны самовары

        Посмотрите! Посмотрите! Ребята!

        Подходите! Подходите! Ребята!»

        

«И гусли есть, и дудки есть,

        И коврик расписной!

        Всё что глазам приглянется

        Берите всё с собой»

«Все взяли товары?»

«Теперь пора прощаться»

Дети встают полукругом.

Мастерица:

        «Отдохнули мы по праву

        Мастерам восдали славу

        Что узнали – не забудем

        Долго-долго помнить будем!»

        

«А гостям, нашим, почтение

        Благодарим за посещение

        Примите от нас угощение!»

        «Солнце закатилось, ярмарка закрылась! До свидания!»

«Где наши залётные?»

Дети встают друг за другом. У первого ребёнка (мальчика) в ругах дуга, украшенная ленточками и колокольчиками.

Звучит музыка «Саратовские переборы» (Дорожка №5). Дети уходят из зала, последние в припрыжку уходят скоморохи, поворачиваются и говорят: «ВСЁ!», и убегают.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по декоративному рисованию "Знакомство с дымковскими игрушками"

В материале представлены  виды дымковских игрушек. Материал с музыкальным сопровожением, прост и доступен для восприятия детьми среднего возраста....

Родительское собрание на тему "Знакомство с дымковской игрушкой"

В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих  традиционных формах. Именно благодаря этому, изделия народных мастеров   сохраняют свои традиционные ос...

Рисование тема: "Знакомство с дымковской игрушкой"

Обучение методике рисования дымковской росписи...

Презинтация "Знакомство с дымковской игрушкой"

В презинтации представлена краткая история дымковской игрушки, изображения известных игрушек, их описание, основные приемы  росписи игрушек....

конспект занятия "Знакомство с дымковской игрушкой"

конспект занятия в старшей группе "Знакомство с дымковской игрушкой"  (на основе занятия Лыковой И.А)...

Конспект занятия по рисованию на тему «Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»

Развивать эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства; творческое мышление, моторику рук, внимание, память; развивать умение отвечать на вопросы; развивать и обогащать сл...