Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы
консультация по развитию речи (старшая группа)

Максимова Татьяна Петровна

Воспитание звуковой культуры речи. Словарная работа. Формирование грамматического стороя речи.Развитие связной речи. Развитие коммуникативных умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_raboty.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы.

Воспитание звуковой культуры речи. Основная задача – дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. В специальных упражнениях, детям предлагают для дифференцирования пары звуков: (с)- (з), (с) – (ц), (ш) – (ж), (Ч') – (Щ'), (с) – (щ), (з) – (ж), (ц) – (ч'),(л) – (р), т.е. упражняют в различении свистящих, шипящих и сонорных, а также твердых и мягких звуков, изолированных, в словах, во фразовой речи. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение. При этом ребенок должен изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания. Детям предлагают произносить придуманные ими скороговорки или двустишия не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости и с разной скоростью. Специальные упражнения побуждают дошкольников пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение требуется для построения связного высказывания.

Словарная работа. На этом возрастном этапе продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяют развитию умения обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, широко используются загадки и описания предметов. Большое место занимает работа над смысловой стороной слова, расширением  запаса синонимов и антонимов, формированием умения употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Работа с синонимами способствует осознанию ребенком возможности подбирать разные  слова со сходным значением, формирует умение использовать их в речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к указанному словосочетанию, дети учатся точно в зависимости от контекста употреблять слова. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий, ребенок осознает оттенки значений глаголов. В старшей группе дети учатся различать значения слов, отражающих характер движения (бежать – мчатся), или значения прилагательных оценочного характера (старый – дряхлый). Важное место занимает работа над антонимами, в процессе которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству. Они выполняют задания на подбор слов, противоположных по смыслу, к словосочетаниям или на придумывание концовки к предложениям.

Формирование грамматического строя речи. Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает трудности: согласованию прилагательных и существительных, образованию трудных форм глагола в повелительном наклонении. Развивают умения из ряда слов выбирать словообразовательные пары, образовывать слова по образцу. Задачи речевой работы – научить образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значениях слов (береза – березка – березонька), формировать умение различать смысловые оттенки глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший), точно и уместно использовать эти слова в высказываниях разного типа, догадываться о значении незнакомого слова (Почему шапку называют ушанкой?).  Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи – построению не только простых  распространенных, но и сложных предложений разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений.

Развитие связной речи. При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий. Составление рассказа по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В старшей группе дети придумывают рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции и выразительности речи. Детей учат сочинять рассказы из их личного опыта как описательные и повествовательные, так и контаминированные (смешанные). В процессе работы у дошкольников формируют элементарные представления о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечивающие его целостность. Необходимо научить ребенка осмысливать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности и завершать его. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель – круг, разделенный на три части: зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети будут самостоятельно составлять текст. При этом особое внимание необходимо уделять формированию у ребенка навыков контроля за собственной речью путем её прослушивания в магнитофонной записи.

Развитие коммуникативных умений. Старший дошкольник должен легко входить в контакт с детьми и педагогом, быть активным и доброжелательным в общении; слушать и понимать речь собеседника, в общении проявлять уважение к взрослому. Необходимым условием развития коммуникативных умений являются общение с учетом ситуации, ориентировка на собеседника. Ребенок может поддерживать тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, ответить на вопросы. Важно научить детей адекватно использовать невербальные средства общения (жесты, мимику), регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи работы по развитию речи детей

Цель - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Консультация для родителей Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Консультация для родителейОсновные направления работы по развитию речи детей в ДОУ...

Основная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе "Путешествие по селу Хрящевка"

Для повышения интереса у дошкольников на занятии использовались разные методы и приемы: мультимедийные игры, познавательные презентации с объектами села, упражнения "Волшебный микрофон", маш...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...