«Использование поэзии С.А.Есенина для формирования выразительного чтения стихотворений детей старшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (старшая группа)
В данной статье можно узнать, как развивать выразительносмть через поэзию. Использованние иннотационных компонентов, приемов работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование поэзии С.А.Есенина для формирования выразительного чтения стихотворений детей старшего дошкольного возраста»
Абашева Татьяна Викторовна,
Луничкина Валентина Александровна,
воспитатели МБДОУ «Детский сад №112»
https://nsportal.ru/tatyana-abaramblerru
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром…
Эти замечательные строки принадлежат нашему рязанскому поэту С. Есенину. Поэзия покоряет человека, возвышает и пробуждает в нем прекрасные чувства.
Дошкольное детство – это важнейшее время в жизни ребенка, это период, когда начинается становление личности. В дошкольном возрасте очень важно учить детей воспитывать художественный вкус.
Выразительное чтение стихотворений у детей можно развить через поэзию Сергея Есенина.
Изучив методики и теории обучения детей выразительному чтению стихотворений таких авторов, как: Р.И.Жуковской, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Т.Б.Полянской, А.В. Одинцовой, решили значение поэзии в развитии личности ребенка раскрыть в схеме:
Стихотворные тексты:
Выразительное чтение – это чтение с соблюдением нужного темпа, интонации, правильно поставленным логическим ударением.
Выразительное чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Выразительное чтение – это искусство, которому необходимо учиться с детства. Заучивая стихотворения, мы решаем следующие задачи:
- овладение средствами интонационной выразительности;
- выработка дикции,
- развитие памяти;
На сегодняшний день достаточно полно раскрыты приемы выразительного чтения. Обучение не должно быть навязчивым, утомительным. Правила лучше усваиваются детьми постепенно, последовательно.
Работу по развитию выразительности стоит проводить с формирования навыкам восприятия интонации, а затем формируем навыки использования интонации в собственной речи.
Сопоставление анализа двух образцов чтения одного текста дает детям возможность показать роль интонации в речи. Первый раз читаем текст невыразительно, второй – с интонацией. Затем переходим к формированию восприятия навыков отдельных интонационных компонентов.
- Мелодика – это основной компонент интонации, т.е. понижение или повышение голоса. Наглядным материалом служат карточки, на которых повышение и понижение мелодики обозначаются стрелками вверх и вниз. Эффективно и дирижирование. Понижение или повышение голоса сопровождается движениями руки вниз или вверх.
- Темп (скорость произнесения элементов фраз: звуков, слогов, слов). Эффективным речевым материалом служат поговорки, потешки.
- Ритм (эмоциональная окраска голоса, регулярное повторение ударных и безударных). В качестве наглядного материала эффективно используем пиктограммы.
- Логическое ударение (выделение наиболее важного слова в предложении). Объясняем дошкольникам слова, которые считаются особенно важными, произносятся медленнее остальных слов в предложении или громче. При чтении голос можно изменять. Голосом можно передавать вопрос, удивление, радость, просьбу и тому подобное.
При заучивании стихотворений ставим перед собой следующие задачи:
- добиваемся необходимого запоминания стихотворений;
- учим читать стихотворения выразительно;
- развиваем память;
- развиваем творческие способности ребенка;
- воспитываем нравственные качества.
При подготовке к заучиванию используем памятку «как подготовится к выразительному чтению стихотворения»:
- Напоминаем ребенку, что он читает стихотворение вслух
- Просим понаблюдать, какое настроение у стихотворения
- Стараемся, вместе с ребенком, определить основную мысль стихотворения, выразить ее своими словами
- Новые слова проговариваем вместе с ребенком хором, а затем индивидуально
- Объясняем происхождение слов
- Соблюдаем мелодический ритм прочтения стихотворения
Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений проходит более эффективно, если работа проводится поэтапно, систематически (не менее 1-2 раз в неделю), фронтально или с подгруппой детей, с постепенным усложнением заданий, в рамках образовательной деятельности через комплекс мероприятий.
На сегодняшний день достаточно полно раскрыты приемы обучения выразительному чтению стихотворений, но мы в своей работе используем такие приемы, как:
- Образец выразительного чтения взрослого;
- Выразительное чтение одного ребенка;
- Подсказ нужной интонации
- Оценка чтения стихотворения;
- Указания и объяснения по поводу выразительной формы чтения;
- Характеристика персонажей;
- Чтение с разным настроением и интонацией.
Методы для заучивания в своей работе мы определили следующие:
- Визуальный
- Двигательный
- Слуховой
- Логический
При заучивании стихотворений, всегда учитываем особенности детей согласно их возрасту и индивидуальным особенностям. Заучиваем стихотворения не только к праздникам, но и систематически, на протяжении всего года. Создаем эмоциональный настрой, благоприятный для восприятия и запоминания произведения. Проводим беседу, связанную с темой стихотворения. Используем портрет поэта, загадки, картинки, игрушки. Используем атрибутику (детали костюмов, костюмы, театральная атрибутика). При заучивании также используем музыкальное сопровождение: песни на стихи поэта. Широко в своей работе используем интерактивную доску. Создаем и показываем различные презентации. Проводим ежемесячно конкурс чтецов. Даем домашнее задание, например, просим детей нарисовать иллюстрации к стихотворениям.
Заучивание стихотворений развивает психические процессы (внимание, мышление, память, речь, воображение), повышает уровень общей культуры ребенка.
Выбор поэзии С.Есенина не случаен, так как для качественного ознакомления детей с поэзией важную роль играет легкость восприятия произведения.
Необходимо продолжать работу, направленную на умение выразить чувства и пережитое на основе произведений С.А.Есенина. Данные рекомендации могут быть использованы в работе педагогами всех возрастных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме "Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста"....
Серия занятий по формированию выразительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при ознакомлении с поэтическими произведениями
Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи, как расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня и вырази...
Использование нетрадиционной техники граттаж с целью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств, творческих способностей. Особое значение имеет рисование, как...
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье раскрыла понятие "выразительность речи", перечислила характеристики ( просодика, мелодика, темп, ритм речи и пр.). А также акцентировала внимание на театрализованной де...
«Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста»
В процессе театрализованной деятельности у ребенка развивается речь, ее выразительность, творческие способности, память. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми. А сколько радости и вос...
Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
К сожалению в последнее время становится все больше и больше воспитанников, имеющих речевые нарушения. Кроме речевых нарушений появилась и проблема неумения детей выразительно читать стихи, играть рол...
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)