«Использование поэзии С.А.Есенина для формирования выразительного чтения стихотворений детей старшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (старшая группа)

Абашева Татьяна Викторовна

В данной статье можно узнать, как развивать выразительносмть через поэзию. Использованние иннотационных компонентов, приемов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование поэзии С.А.Есенина для формирования выразительного чтения стихотворений детей старшего дошкольного возраста»

Абашева Татьяна Викторовна,

Луничкина Валентина Александровна,

воспитатели МБДОУ «Детский сад №112»

https://nsportal.ru/tatyana-abaramblerru

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром…

        Эти замечательные строки принадлежат нашему рязанскому поэту С. Есенину. Поэзия покоряет человека, возвышает и пробуждает в нем прекрасные чувства.

        Дошкольное детство – это важнейшее время в жизни ребенка, это период, когда начинается становление личности. В дошкольном возрасте очень важно учить детей воспитывать художественный вкус.

Выразительное чтение стихотворений у детей можно развить через поэзию Сергея Есенина.

Изучив методики и теории обучения детей выразительному чтению стихотворений таких авторов, как: Р.И.Жуковской, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Т.Б.Полянской, А.В. Одинцовой, решили значение поэзии в развитии личности ребенка раскрыть в схеме:

Стихотворные тексты:

        

Выразительное чтение – это чтение с соблюдением нужного темпа, интонации, правильно поставленным логическим ударением.

Выразительное чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Выразительное чтение – это искусство, которому необходимо учиться с детства. Заучивая стихотворения, мы решаем следующие задачи:

  • овладение средствами интонационной выразительности;
  • выработка дикции,
  • развитие памяти;

На сегодняшний день достаточно полно раскрыты приемы выразительного чтения. Обучение не должно быть навязчивым, утомительным. Правила лучше усваиваются детьми постепенно, последовательно.

Работу по развитию выразительности стоит проводить с формирования навыкам восприятия интонации, а затем формируем навыки использования интонации в собственной речи.

Сопоставление анализа двух образцов чтения одного текста дает детям возможность показать роль интонации в речи. Первый раз читаем текст невыразительно, второй – с интонацией. Затем переходим к формированию восприятия навыков отдельных интонационных компонентов.

  • Мелодика – это основной компонент интонации, т.е. понижение или повышение голоса. Наглядным материалом служат карточки, на которых повышение и понижение мелодики обозначаются стрелками вверх и вниз. Эффективно и дирижирование. Понижение или повышение голоса сопровождается движениями руки вниз или вверх.
  • Темп (скорость произнесения элементов фраз: звуков, слогов, слов). Эффективным речевым материалом служат поговорки, потешки.
  • Ритм (эмоциональная окраска голоса, регулярное повторение ударных и безударных). В качестве наглядного материала эффективно используем пиктограммы.
  • Логическое ударение (выделение наиболее важного слова в предложении). Объясняем дошкольникам слова, которые считаются особенно важными, произносятся медленнее остальных слов в предложении или громче. При чтении голос можно изменять. Голосом можно передавать вопрос, удивление, радость, просьбу и тому подобное.

При заучивании стихотворений ставим перед собой следующие задачи:

- добиваемся необходимого запоминания стихотворений;

- учим читать стихотворения выразительно;

- развиваем память;

- развиваем творческие способности ребенка;

- воспитываем нравственные качества.

        При подготовке к заучиванию используем памятку «как подготовится к выразительному чтению стихотворения»:

  • Напоминаем ребенку, что он читает стихотворение вслух
  • Просим понаблюдать, какое настроение у стихотворения
  • Стараемся, вместе с ребенком, определить основную мысль стихотворения, выразить ее своими словами
  • Новые слова проговариваем вместе с ребенком хором, а затем индивидуально
  • Объясняем происхождение слов
  • Соблюдаем мелодический ритм прочтения стихотворения

Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений проходит более эффективно, если работа проводится поэтапно, систематически (не менее 1-2 раз в неделю), фронтально или с подгруппой детей, с постепенным усложнением заданий, в рамках образовательной деятельности через комплекс мероприятий.

На сегодняшний день достаточно полно раскрыты приемы обучения выразительному чтению стихотворений, но мы в своей работе используем такие приемы, как:

  • Образец выразительного чтения взрослого;
  • Выразительное чтение одного ребенка;
  • Подсказ нужной интонации
  • Оценка чтения стихотворения;
  • Указания и объяснения по поводу выразительной формы чтения;
  • Характеристика персонажей;
  • Чтение с разным настроением и интонацией.

Методы для заучивания в своей работе мы определили следующие:

  • Визуальный
  • Двигательный
  • Слуховой
  • Логический

При заучивании стихотворений, всегда учитываем особенности детей согласно их возрасту и индивидуальным особенностям. Заучиваем стихотворения не только к праздникам, но и систематически, на протяжении всего года. Создаем эмоциональный настрой, благоприятный для восприятия и запоминания произведения. Проводим беседу, связанную с темой стихотворения. Используем портрет поэта, загадки, картинки, игрушки. Используем атрибутику (детали костюмов, костюмы, театральная атрибутика). При заучивании также используем музыкальное сопровождение: песни на стихи поэта. Широко в своей работе используем интерактивную доску. Создаем и показываем различные презентации. Проводим ежемесячно конкурс чтецов. Даем домашнее задание, например, просим детей нарисовать иллюстрации к стихотворениям.

Заучивание стихотворений развивает психические процессы (внимание, мышление, память, речь, воображение), повышает уровень общей культуры ребенка.

Выбор поэзии С.Есенина не случаен, так как для качественного ознакомления детей с поэзией важную роль играет легкость восприятия произведения.

Необходимо продолжать работу, направленную на умение выразить чувства и пережитое на основе произведений С.А.Есенина. Данные рекомендации могут быть использованы в работе педагогами всех возрастных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме "Формирование выразительной речи у детей  старшего дошкольного возраста"....

Серия занятий по формированию выразительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при ознакомлении с поэтическими произведениями

Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи, как расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня и вырази...

Использование нетрадиционной техники граттаж с целью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств, творческих способностей. Особое значение имеет рисование, как...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье раскрыла понятие "выразительность речи", перечислила  характеристики ( просодика, мелодика, темп, ритм речи и пр.). А также акцентировала внимание на театрализованной де...

«Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста»

В процессе театрализованной деятельности у ребенка развивается речь, ее выразительность, творческие способности, память. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми. А сколько радости и вос...

Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

К сожалению в последнее время становится все больше и больше воспитанников, имеющих речевые нарушения. Кроме речевых нарушений появилась и проблема неумения детей выразительно читать стихи, играть рол...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...