«Экскурсия в музей русского быта».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бойцова Зоя Виллиевна

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. 
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. 
Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» 
(Д.С.Лихачев)

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект занятия по познавательному развитию

«Экскурсия в музей русского быта».

Старший дошкольный возраст.

Тема: Экскурсия в музей.

Цель : 

-познакомить с крестьянской избой и домашней утварью (ухват, чугунок, кочерга, коромысло, люлька, рубель)

Задачи :

 Образовательные:

 -познакомить детей с историей и культурой русского народа;

 Развивающие:

- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

- расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий; прививать любовь к красоте и мудрости речи.

Воспитательные:

- воспитывать  патриотические чувства, доброту и любовь к близким, уважение к старшим.

                              Ход образовательной деятельности

Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что такое музей? (ответы детей). Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей предметов быта.

Воспитатель и дети проходят в музей русской избы.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами находимся? (ответы детей)

- А почему он так назван? (ответы детей)

- Правильно, ребята, назван он так потому, что здесь собраны такие предметы и вещи, которыми давно пользовались люди, т. е. использовали их в быту.

- Это были ваши предки, ваши прапрабабушки и прапрадедушки. А жили они вот в таких домах (показать макет дома)

- Лесов на Руси было много, люди строили свои дома около леса и по берегам рек и озер.

- Есть такая русская пословица: «Возле леса жить – голодным не быть».

- Как вы думаете, ребята, почему так говорили? (если дети затрудняются в ответе, то воспитатель им помогает)

- Правильно, ребята, в лесу и зверь, и птица, и ягоды, и грибы.

-Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из дерева, рубили их с помощью топора, из толстых бревен. Такие дома называются избами. Строили избу из сосны или ели. Из этих деревья брёвна самые прочные.

В избе была всего лишь одна большая комната и почти половину ее занимала печь. «Русская печь – царица дома» говорили люди.

Воспитатель подходит к печи, обращаясь к ней ,произносит:

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

- Ребята, как вы думаете, зачем нужна была печка? (ответы детей)

- Правильно, в печке готовили еду, пекли хлеб. А, ведь, русская печь еще и обогревала дом, на ней сушили грибы и ягоды, одежду и обувь. На печке даже можно было спать. А особенно на ней любили дети слушать сказки и играть.

- Во многих русских народных сказках упоминается печь.

- Какие вы знаете? Давайте вспомним. (ответы детей)

- Правильно «Колобок» в котором дед с бабкой и испекли себе Колобка, «Гуси – лебеди» - печь прячет девушку и её братца от птиц . «По щучьему веленью», Емеля ездил на печи к царю». В сказке «Морозко», Иванушка посадил Бабу Ягу на лопату и в печь.

Воспитатель:

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

-Ребята, вот в таких чугунках и горшках готовили щи да кашу.

Дети рассматривают чугунок.

- Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.

- В нём и кашу варили и картошку.

Воспитатель:

Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить.

-Как вы думаете, как поставить в печку чугунок? (Ответ детей).

Воспитатель:

В нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, хозяйке потребуется ещё один предмет.

У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

- Это делали с помощью ухвата.

 Воспитатель:

 Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужна ловкость да сноровка.

 Воспитатель:

 А вот ещё одна загадка про верного помощника: 

Помогает управится
У печи красавица:
Снять колечки с плиты,
Чтоб чугунок поставил ты.

Кочерга – важная помощница. Без неё с печкой не справиться. Она нужна, чтобы ворошить угли в печи.

Дети рассматривают кочергу.

Воспитатель:

Но чтобы сварить кашу или картошку нужна вода.

Коромысло с утра я беру,

За прозрачной водичкой иду.

Буду кушать готовить, стирать,

Буду маме своей помогать.

Дети рассматривают коромысло.

Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети: ребенок

 Воспитатель:

 Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Воспитатель:

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Нашево Димушку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Кусок пирога

И кувшинчик молока.

Воспитатель: В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили,  накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывали рубелем. А ещё рубелем можно было стирать бельё, тереть бельё о ребристую поверхность.

Воспитатель: Как вы думаете, легко или тяжело гладить рубелем бельё? По этому поводу есть народная пословица «Без труда не вынешь и рыбки из пруда».

 Воспитатель: отгадайте «Для чего нужны?» 

Летом спит

Зимой горит

Пасть открывает,

Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит… (чугунок).

Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга).

 Воспитатель: -Напоследок хочу вам загадать еще одну загадку.

 Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье!

 (Баранка).

-Я приготовила для вас угощение. Баранки – традиционное русское изделие из теста.

Вот мы вернемся с вами в сад и выпьем чай с баранками.

Воспитатель: Дети, какие экспонаты в музее вам понравились больше всего? (ответы детей)

Что нового вы узнали? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-музей русского быта

выоаыволдаывдлаыварывдлаывдлоаолывалдоыв...

Презентация "Экскурсия в музей русского костюма"

Презентация "Экскурсия в музей русского костюма"...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Музей русского быта "Русская изба"

Музей русского быта "Русская изба"...

Конспект ООД "Экскурсия в музей русского быта".

Формирование представлений о жизни и быте русского народа....

Экскурсия в музей народного быта "Русская изба".

Воспитание любви к родному краю невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Знакомя с родным краем, ребенок приобщается к богатствам национальной культуры....