СИНКВЕЙН, КАК ИГРОВОЙ ПРИЕМ АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по развитию речи

Одним из современных и интересных приемов в обучении детей рассказыванию является синквейн. Синквейн (от фр. Cinguains-шаблон: Ang-en) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Главная цель синквейна-добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратно выражать свои мысли...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малик Евгения Андреевна

Старший воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 156

СИНКВЕЙН, КАК ИГРОВОЙ ПРИЕМ АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ   В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из современных и интересных приемов в обучении детей рассказыванию является синквейн. Синквейн (от фр. Cinguains-шаблон: Ang-en) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Главная цель синквейна-добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратно выражать свои мысли. При составлении синквейна у детей развиваются интерес к окружающему миру, речь, критическое мышление, память. Основные особенности синквейна: простота; в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности; составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

 К важным правилам составления синквейна относятся следующие:

В первой строке должна находится сама тема дидактического синквейна. Обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Это местоимение или существительное, отвечающее на вопрос «Кто?», «Что?»

Во второй строке находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?».

В третьей строке содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. Это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос «Что делает?»

В четвертой строке ребенок выражает свое непосредственное мнение о затронутой теме. Самый традиционный вариант- фраза из четырех слов.

Пятая строка содержит одно слово или словосочетание. Это – резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в дидактическом синквейне, и мнение самого автора об этом. Это существительное или местоимение, отвечающее на вопросы «Кто?», «Что?».                    

На основе синквейна строится работа по обучению детей рассказыванию.

Таким образом, синквейн помогает пополнить словарный запас.                        Он учит краткому пересказу, умению находить и выделять в большом объеме информации главную мысль; помогает самовыражению детей через сочинение собственных  нерифмованных стихов; развивает речь и мышление; облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; способствует развитию контроля и самоконтроля, так как дети могут сравнивать и оценивать полученные стихи.

Литература

  1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед.-2005.-№ 5.
  2. Глушкова О.В. Игровые технологии логопеда в ДОУ. Дидактический синквейн. Региональный научно-практический семинар «Использование игровых технологий  в коррекции речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в соответствии с ФГТ и ФГОС».- Кыштым. 2013.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальные карты – эффективное средство развития словаря и связной речи в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Интеллектуальные карты– это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода известный психолог ТОНИ   БЬЮЗЕН. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет с...

Презентация.Интеллектуальные карты - эффективное средство развития словаря и связной речи в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Метод запоминания информации автором которого является американский ученый Тони Бьюзен. Этот метод способствует развитию словаря, связной и психических процессов....

«Идеи социо-игровой педагогики и их значимость в работе с детьми дошкольного возраста»

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это  та деятельность, которой  ребенок хочет заниматься и в которой он:  ...

Игровые технологии по развитию речи в работе с детьми ОВЗ

Игровые технологии по развитию речи в работе с детьми ОВЗ...

Семинар практикум для педагогов: "Игровой самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста".

Семинар практикум для педагогов использование самомассажа как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....