КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Этому мы должны научиться в средней группе»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Колесникова Ирина Валерьевна

Материал будет полезен для родителей детей средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Этому мы должны научиться»

Подготовила учитель-логопед И. В. Колесникова

Результаты освоения материала по развитию речи представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ.

Возможные достижения (целевые ориентиры) ребенка с тяжелыми нарушениями речи учитывают уровень развития личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

Возможные достижения к моменту поступления в школу:

- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

- Ребенок  любознателен,  склонен  наблюдать,  экспериментировать;  он  обладает  начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

-  Ребенок  активен,  успешно  взаимодействует  со  сверстниками  и  взрослыми;  у  ребенка сформировалось  положительное  отношение  к  самому  себе,  окружающим,  к  различным  видам деятельности.

- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

- Ребенок проявляет интерес к малой родине: знает название края, станицы, улиц. Знает и стремится выполнять правила поведения в станице.  Ребенок проявляет любознательность по отношению к родной станице, её истории, необычным памятникам, зданиям. С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.  Ребёнок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях: проектах, акциях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.  Ребенок проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, культуре кубанских казаков, знакомству с культурами различных этносов, населяющих Кубань и нашу страну в целом. Ребёнок толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, с удовольствием рассказывает о своих друзьях других национальностей.  

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится логопедом в тесном взаимодействии с воспитателями группы. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы образовательной области «Речевое развитие» в средней группе:

Развитие словаря

- Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

- Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

- Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

- Сформировать понимание простых предлогов.

- Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

Формирование грамматического строя речи

- Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

- Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

- Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

- Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

- Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

- Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

- Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

- Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи:

- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

- Формировать навык мягкого голосоведения.

- Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).

- Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи:

- Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

- Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова:

- Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

- Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

- Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

- Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового

анализа и синтеза:

- Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

- Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

- Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

- Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

- Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]-[н], [п]-[т], [б]-[д], [к]-[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

- Научить подбирать слова с заданным звуком.

- Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Обучение элементам грамоты:

- Cформировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

- Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

- Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. - Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

- Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

Развитие связной речи и навыков речевого общения

- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

- Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

- Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

- Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

- Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

- Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.

- Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Поисково-познавательная деятельность в средней группе»

материал знакомит родителей с поисково позновательной деятельностью в детском саду....

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе

Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного....

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литера...

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Книга - не учебник, она не даёт го...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в средней группе"

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как сл...

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе...