Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе
    материал по развитию речи (подготовительная группа)

    Уважаемые родители! Развивайте разговорную речь ребенка.Общайтесь , играйте в различные дидактические игры которые предложены в картотеке. Всем хорошего настроения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_d.igr_po_razvitiyu_rechi_6-7l.docx23.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра «Звуковые шапочки»

    Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

    Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».            

     «Закончи слово»

    Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

    Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
     «Угадай слово»

    Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

    Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

     

    «Сплетем венок из предложений»

    Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

    Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

    «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».

    Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

    «Волшебные кубики»

    Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

    Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

    Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].


     «Веселый поезд»

    Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

    Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

    Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

    «Нужные знаки»

    Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

    Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

    «Найди братца»

    Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

    Материал: Предметные картинки

    Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

    Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

    Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

    «Красный – белый»

    Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

    Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

    Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].


    «Кто как разговаривает?»

    Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

    Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

    Корова  мычит

    Тигр  рычит

    Змея шипит

    Комар пищит

    Собака лает

    Волк воет

    Утка крякает

    Свинья хрюкает

    Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

    «Кто где живёт?»

     

    Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

    Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

    Вариант 1.

    педагог: – Дети:

    Кто живёт в дупле? -Белка.

    Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

    Кто живёт в гнезде? -Птицы.

    Кто живёт в будке?-Собака.

    Кто живёт в улье? -Пчёлы

    Кто живёт в  норе? -Лиса.

    Кто живёт в логове? -Волк.

    Кто живёт в берлоге? -Медведь.

    Вариант 2.

    педагог: -Дети:

    Где живёт медведь? -В берлоге.

    Где живёт волк ?-В логове.

    Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

      

    «Подскажи словечко»

    Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

    Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

    – Ворона каркает, а сорока?

    Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

    – Сорока стрекочет.

    Примеры вопросов:

    – Сова летает, а кролик?

    – Корова ест сено, а лиса?

    – Крот роет норки, а сорока?

    – Петух кукарекает, а курица?

    – Лягушка квакает, а лошадь?

    – У коровы телёнок, а у овцы?

    – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

     «Что происходит в природе?»

    Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

    Игру желательно проводить по темам.

    Пример: Тема «Весна»

    педагог: -Дети:

    Солнце – что делает? -Светит, греет.

    Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

    Снег – что делает? -Темнеет, тает.

    Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

    Капель – что делает? -Звенит, капает.

    Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

    «Кто как передвигается?»

     Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

    Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

    педагог: -Дети:

    Собака -стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

     «Горячий – холодный»

     Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

    педагог: -Дети:

    Горячий -холодный

    Хороший -плохой

    Умный -глупый

    Весёлый -грустный

    Острый -тупой

    Гладкий -шероховатый

    «Что происходит в природе?»

    Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

    Игру желательно проводить по темам.

    Пример: Тема «Весна»

    Педагог :-Дети:

    Солнце – что делает? -Светит, греет.

    Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

    Снег – что делает? -Темнеет, тает.

    Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

    Капель – что делает? -Звенит, капает.

    Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

     «Кто может совершать эти действия?»

    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

    педагог:- Дети:

    Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

    Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

    Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

    Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

     «Из чего сделано?»

     Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

    педагог: -Дети:

    Рукавички из меха -меховые

    Таз из меди -медный

    Ваза из хрусталя -хрустальная

    Рукавички из шерсти -шерстяные

    «Кто кем был?»

     Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

    Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

    Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой

    Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской

    Корова – телёнком                                            Велосипед – железом

    Дуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканью

    Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей

    Яблоня – семечкой

    Дом – кирпичём

    Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым

    Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком

     

    «Что звучит?»

     Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

    Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

    «Что бывает осенью?»

    Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам.

    Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

     

    «Лови да бросай – цвета называй»

     

    Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

    педагог:- Дети:

    Красный -мак, огонь, флаг

    Оранжевый -апельсин, морковь, заря

    Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

    Зелёный-огурец, трава, лес

    Голубой  -небо, лёд, незабудки

    Синий- колокольчик, море, небо

    Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

     «Чья голова?»

     Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

    Например:

    У рыси голова – рысья

    У рыбы – рыбья

    У кошки – кошачья

    У сороки – сорочья

    У лошади – лошадиная

    У орла – орлиная 

     « Четвёртый лишний»

    Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

    Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

    Кабачок, огурец, тыква, лимон.

    Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

    «Один – много»

    Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

    Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

    Пример:

    Стол – столы             стул – стулья

    Гора – горы               лист – листья

    Дом – дома                носок – носки

    Глаз – глаза              кусок – куски

    День – дни                прыжок – прыжки

    Сон – сны                  гусёнок – гусята

    Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята

     

     «Подбери признаки»

     

    Цель: активизация глагольного словаря.

    Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

     «Животные и их детёныши»

     

    Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

    Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

    Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

    Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

    Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

    Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

     «Что бывает круглым?»

    Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

    – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

    – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

    – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

    – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

    Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной  группе....

    Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе

    В картотеке представлены игры по развитию речи для детей подготовительной группы....

    Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

    Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе....

    Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе

    Дидактическая игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе...

    Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

    Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.Дидактическая игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратны...

    Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

    Дидактическая игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбираю...