Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему «Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostochka.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект НОД

по развитию речи

«Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

в подготовительной группе

                                                                                                   Выполнила:

воспитатель 1 категории Арефьева Г. К.

г. Новочебоксарск-2020 г

Программное содержание:

 

Образовательная задача:

 – формировать умение детей передавать новый литературный текст, связно, последовательно;
– понимать мотивы поведения героев и характеризовать их;

– формировать представление о жизни и деятельности великого русского писателя Л.Н. Толстого.

Развивающая задача:

-  развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать внимание, мышление, речевой слух, зрительное внимание, связную речь;

- совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи;

 - развивать интерес к литературным произведениям Л.Н. Толстого.

Воспитательная задача:

 - воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость;

- воспитывать ценностное отношение к литературе.

Материал: Портрет Л.Н. Толстого, книги Л.Н. Толстого.

Предварительная работа.

Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. Беседа о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Чтение произведений.

Ход НОД

Организационный момент.

Воспитатель: Я приглашаю вас на выставку книг. Посмотрите, ребята, сколько здесь замечательных книг! Ребята, обратите внимание на портрет. Кто на нём изображен?

(Это великий русский писатель Л. Н. Толстой).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о Л. Н. Толстом?

(Ответы детей. )

Воспитатель: Кто был любимым поэтом Толстого?

(Любил читать произведения А. С. Пушкина и многие знал наизусть.)

Воспитатель: Где учился Л.Н. Толстой?

(Л. Н. Толстой учился в гимназии.)

Чем он стал заниматься в Ясной Поляне?

(В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем.)

Как называется книга, которую написал Л.Н. Толстой для обучения детей?

Ответы детей.

- Л. Н. Толстой создал «Азбуку» для обучения детей грамоте.

(педагог демонстрирует книги)

Посмотрите, все эти книги написал Л. Н. Толстой. Его произведения читают во многих странах мира.

Посмотрите, на обложки книг, какие книги вам знакомы?

Какой рассказ мы прочитали из этой книги?

 («Котенок»). О чем этот рассказ? (Этот рассказ о том, как мальчик Вася спас котенка от собак.)

Воспитатель: Кто изображен на обложке этой книги? (На обложке этой книги изображен персонаж басни " Кот с бубенцом".)

Воспитатель: О чем эта басня? (Эта басня о том, как мыши хотели перехитрить кота, повесив ему на шею колокольчик.)

Воспитатель:  Какую еще басню мы прочитали? "Собака и ее тень». О чем эта басня?

(Эта басня о собаке, которая из-за   своей жадности лишилась куска мяса.)

Воспитатель: Ребята, о чем рассказывает писатель в своих книгах? (Ответы детей)

Воспитатель: В своих книгах писатель рассказывает о детях, их поступках и переживаниях, а также о животных.

-Сейчас мы познакомимся еще с одним рассказом Л. Н. Толстого, который называется " Косточка". (чтение рассказа педагогом)

2.Чтение рассказа «Косточка» 

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке.

Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

 — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

 Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

 — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в

том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит

косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

 Ваня побледнел и сказал:

 — Нет, я косточку бросил за окошко.

 И все засмеялись, а Ваня заплакал.

3. Беседа по содержанию

Воспитатель: Кто главный герой рассказа?

Дети: Ваня.

Воспитатель: Что купила мама?

Дети: Мама купила сливы.

Воспитатель: Как вел себя Ваня?

Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.

Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?

Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?

Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?

Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.

Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?

Дети: Дети ответили, что сливы они не ели, и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.

Воспитатель: Почему Ваня заплакал?

Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.

Воспитатель: Правильно ли Ваня поступил?

Жалко ли вам мальчика или нет?

Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив.  Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным».  Как вы ее понимаете?

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

  Воспитатель: В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?

Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.

Воспитатель: Что значит проглотил?

Дети: Быстро съел.

Воспитатель: как вы думаете, сюжет рассказа выдуман или на самом деле такое может случиться?

- К какому жанру можно отнести рассказ? (сказка, стих, быль)

Это быль. Сейчас былью мы называем произведения о том, что произошло на самом деле в далеком прошлом. Сейчас многие слова не употребляют в нашей жизни. Вот, например, вы знаете, что такое горница?

Дети: Светлая, красивая комната.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?

Дети: Посчитала.

- Чему писатель хотел научить нас?

Дети: Он хотел научить нас быть терпеливым, честным, иметь силу воли.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам еще раз послушать, а потом попробуем пересказать близко к тексту.

Воспитатель: Ребята, расскажите историю мальчика Вани.

План рассказа.

1. Мама купила сливы.

2.Ваня не удержался и съел сливу.

3. Рассказ папы про опасную косточку.

- Вы внимательно слушали рассказ. Я вам предлагаю объединиться в пары и договориться, кто начнет рассказ, до какого момента будет рассказывать, а кто продолжит.

Кто хочет первым начать пересказ? Кто хочет рассказать весь рассказ? Что пропустили? (Рассказы детей.)

Итог

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали? Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто автор произведения? Вам понравился рассказ и почему? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей). Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...

Конспект ООД ОО "Речевое развитие" по теме "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»1.     Закрепить представление детей о фруктах2.     Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное воспри...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

Конспект по развитию речи : Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг" в подготовительной группе

План (конспект) НОД по развитию речи Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе.Автор-разработчик: Демьянова Н.А.Длительность: 30 минут.Цель: формирования устной ...

Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".

Закреплять правильное употребление в речи детей имён существительных в творительном падеже....

Занятие по развитию речи "Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка""

Занятие для детей старшего дошкольного возраста группы ТНР...