(НОД) по познавательному развитию «Зимние чудеса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Подробный конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Зимние чудеса» для детей 5-6 лет с использованием образовательной технологии

активных методов обучения (АМО)Цели занятия/мероприятия: создание условий для закрепления представлений о зиме, зимних явлениях, о жизни диких животных в зимний период.

Задачи занятия/ мероприятия:

- формировать у детей познавательную потребность, интерес к окружающему миру;

- расширять знания детей о зиме, жизни диких животных в зимнее время года;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie_no2.1kostareva.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 2.1

Организация НОД

Пояснительная записка

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Непрерывная образовательная деятельность, воспитателя с детьми по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе, проводится в рамках недельной лексической темы «Зима» и является итоговым. Конспект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет. При организации образовательной деятельности учитываются индивидуальные особенности детей - деятельность строится таким образом, чтобы все дети получили возможность реализовать свои способности, получить знания путем самостоятельной практической деятельности.

Конспект занятия «Зимние чудеса» разработан на основе образовательной технологии активных методов обучения (далее АМО) и включает в себя три фазы: начало образовательного мероприятия, работа над темой, завершение образовательного мероприятия. Каждая фаза имеет активные методы, которые направлены на решение поставленной цели и задач образовательного мероприятия. При проведении занятия используются основные группы методов: наглядные, практические, словесные и игровые.

Активные методы обучения (АМО) разумно включенные в образовательную деятельность, помогают дошкольникам закрепить знания по данной теме, опираясь на имеющиеся знания и опыт. 

Подробный конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Зимние чудеса» для детей 5-6 лет с использованием образовательной технологии

активных методов обучения (АМО)

Психолого – педагогическая характеристика особенностей детей группы: дети старшей группы (5-6 лет) со смешанным типом восприятия, обладающие достаточно высокой познавательной активностью, самостоятельностью. Дети активно идут на контакт, проявляют творчество, фантазию, в группе благоприятная, доброжелательная обстановка, которая способствует хорошему усвоению предлагаемого материала.

Цели занятия/мероприятия: создание условий для закрепления представлений о зиме, зимних явлениях, о жизни диких животных в зимний период.

Задачи занятия/ мероприятия:

- формировать у детей познавательную потребность, интерес к окружающему миру;

- расширять знания детей о зиме, жизни диких животных в зимнее время года;

- активизировать словарный запас детей по теме «Зима»;

- развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;

- воспитывать умение выслушивать сверстников, формировать навыки общения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. воспитанники/коллектив в ходе занятия/ мероприятия:

 - расширяются представления о зиме, диких животных в зимнее время года;

- пополняется словарный запас по теме «Зима»;

- формируются навыки совместной работы;

- развивается творческое воображение.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению: признаки  и приметы зимы, названия диких животных, особенности внешнего вида, среда их обитания.

Предварительная работа: целевые прогулки, наблюдения в природе, рассматривание картин о зиме, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, беседы о зиме, просмотр презентаций, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, составление описательных рассказов. Рассматривание тематических альбомов «Дикие животные», «Животные Севера»; дидактические игры « Дикие животные», «Узнай по описанию», «Чей след».

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения занятия: снежки, льдинки, снежинки, домик, конверты с картинками частей диких животных, разноцветные обручи, картина-загадка.

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этап – инициация (приветствие)

Метод «Улыбка» (1 минута)

Цель метода: создать хорошее настроение, настроить на совместную работу.

Технология проведения: воспитатель предлагает встать в круг и по цепочке передать улыбку рядом стоящему сверстнику, при этом глядя в глаза.

Примечание: этот метод позволяет расположить к себе детей, настроить на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой.

Инструкция воспитателя: (дети встают в круг).

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Как здорово, от наших улыбок в группе стало тепло и ярко!

Этап - вхождение или погружение в тему

Метод « Зимние слова» (3 минуты)

Цель метода: активизировать словарь детей по теме «Зима»; тренировка слухового внимания, умение сопоставлять и анализировать.

Необходимые материалы: снежок.

Предварительная подготовка: целевые прогулки, ежедневные наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, беседы о зиме, просмотр презентаций, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, составление описательных рассказов.

Технология проведения:

Воспитатель зачитывает детям стихотворение И.З. Сурикова « Белый снег пушистый…». Дети говорят, о каком времени года идёт речь в стихотворении и стоя в кругу, передают друг другу снежок, называя при этом зимние слова.

Варианты проведения метода: снежок можно заменить снежинкой, льдинкой.

Инструкция воспитателя:

Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте.

(Воспитатель читает стихотворение И.З. Сурикова «Белый снег пушистый…»)

Белый снег пушистый

В воздухе кружиться

И на землю тихо падает, ложится.

И на утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес - что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Воспитатель: Какое время года поэт описал в стихотворении? Почему вы так думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, я принесла вам снежок. Сейчас мы будем передавать его по кругу, при этом называя зимние слова, которые встречаются в этом стихотворении. (Дети передают снежок и называют слова.).

Воспитатель: Скажите, а вам бы хотелось узнать больше о жизни животных зимой? Как же мы сможем узнать? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, отправиться вместе в зимний лес, где полным – полно чудес!

Этап – определение ожиданий воспитанников

Метод «Снежинки - льдинки» (3 минуты)

Цели метода:

Выявить детей с заниженной самооценкой, для эффективности педагогического процесса.

Необходимые материалы:

Макет дома, шаблоны снежинок и льдинок по количеству детей.

Технология проведения:

Воспитатель выставляет макет дома, коробку, в которой находятся снежинки и льдинки. И предлагает детям, которые считают, что справятся с заданиями самостоятельно, выбрать снежинку и поместить ее на крышу дома. А тем, кому нужна будет помощь, взять льдинку и поместить ее у основания дома.

Примечание:

Этот метод позволит воспитателю выявить детей с заниженной самооценкой, для построения индивидуальной  работы.

Инструкция воспитателя:

Мы с вами вместе решили, что оправимся на прогулку в зимний лес, чтобы узнать много нового и интересного о времени года зима и о жизни лесных обитателей зимой. Впереди у нас будет много интересных заданий. Ребята, посмотрите какой у меня чудесный дом, снежинки и льдинки. Кто из вас уверен, что справиться со всеми заданиями самостоятельно - возьмите снежинку и повесьте на крышу дома, а кому нужна будет помощь – возьмите льдинку и поместите ее у основания дома.

Фаза 2. Работа над темой

Этап - интерактивная лекция

Метод « Собери и назови» (11 минут)

Цель метода: расширять представления об окружающем мире.

Задачи метода:

- расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой;

- развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;

-формировать связную речь, умение общаться, обобщать и делать выводы.

Необходимые материалы: 5 конвертов с карточками, изображающими части тел животных (заяц, лиса, лось, волк, медведь), 5 обручей разного цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый)

Предварительная подготовка:

- рассматривание тематических альбомов «Дикие животные», «Животные Севера»;

- беседы о животных;

- составление описательных рассказов;

- чтение художественной литературы, загадывание загадок;

-дидактические игры: лото «Дикие животные», «Узнай по описанию »,

 «Чей след»

Технология проведения: воспитатель предлагает детям поделиться на 5 групп по 2 человека, раздает конверты с карточками, изображающими части тел животных (заяц, лиса, лось, волк, медведь) просит посовещаться друг с другом, назвать животного, описать его внешний вид

 и рассказать, где живет и чем питается?

Примечание:

Этот метод позволяет детям обобщать полученные знания в самостоятельном обсуждении темы.

Инструкция воспитателя:

Воспитатель: Ребята, на чем мы с вами можем отправиться на прогулку в заснеженный лес? На чем легче, передвигаться зимой в лесу?

Дети: На лыжах.

Воспитатель: Правильно на лыжах.

Лыжи быстро мы берем

И по снегу мы идем,

По сугробам высоко

 Ноги поднимаем,

А по льду совсем легко,

 Тихонечко шагаем.

Чтоб в снегу не провалиться,

Быстро мчимся.

Мы деревья и кусты

Змейкой обойдем

 И к лесной опушке

 Вскоре мы придем.

Воспитатель: 

Вот мы и в лесу! Ой, мне кажется в нашем лесу кто- то спрятался,

А кто же это, мы узнаем, открыв конверты, но сначала я предлагаю вам разделиться на 5 групп по 4 человека (по цвету эмблем: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый). Каждой группе я дам конверт, в которых находятся карточки с изображением частей диких животных: ушки, хвост, лапы.

Посовещайтесь друг с другом, назовите животного, опишите его внешний вид, и расскажите, где живет и чем питается зимой?

( ответы детей)

Этап – эмоциональная разрядка

Метод « Снежинка» (1 минута)

Цели метода: почувствовать командную работу, размяться.

Технология проведения:

- воспитатель предлагает взять снежинки положить на ладонь и сдуть.

Инструкция воспитателя:

Молодцы, все группы отлично справились с заданием. Ребята, в лесу стало холодно, мы можем заболеть. Я предлагаю вам погреться и поиграть в музыкальную игру « Вот как холодно зимой».

Этап – проработка содержания темы

Метод «Путаница» (3 минуты)

Цель метода: развивать и обобщать полученные ранее знания, развивать мышление детей; умение четко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения.

Необходимые материалы:

- фланелеграф, картина - путаница.

Предварительная подготовка:

 -рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, развлечениях;

- чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Технология проведения:

- Воспитатель выставляет картину на фланелеграфе и предлагает, найти в этой картине лишние элементы.

Примечание:-

- Этот метод позволяет систематизировать полученные ранее знания о зиме и зимних явлениях.

Варианты проведения метода:

-можно использовать  

интерактивную доску.

Инструкция воспитателя:

Пока мы с вами играли, лесные звери  решили пошутить над нами и приготовили нам картинку – загадку. Посмотрите и скажите, что на этой картине лишнего? Чего не бывает зимой? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы сумели найти все несоответствия, закрепили знания о времени года - зима и теперь картина выглядит правильно. Вы справились со всеми заданиями, а наша прогулка подходит к концу. Нам пора возвращаться в группу. Становитесь на лыжи и поехали.

Лыжи быстро мы берем

И по снегу мы идем,

По сугробам высоко

 Ноги поднимаем,

А по льду совсем легко,

 Тихонечко шагаем.

Чтоб в снегу не провалиться,

Быстро мчимся.

Мы деревья и кусты

Змейкой обойдем

В группу вскоре мы придем.

( Имитация движения на лыжах)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этап – подведения итогов (рефлексия)

Метод «Поймай снежок» (3 минуты)

Цель метода: развивать самостоятельность ответов и суждений.

Необходимые материалы: снежок

Технология проведения: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Нравится – не нравится».

Примечание:

- этот метод закрепляет знания о зиме и зимних явлениях.

Инструкция воспитателя:

Вот мы и пришли в нашу группу. Ребята, вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Что вам больше всего запомнилось? Предлагаю вам интересную игру «Нравится – не нравится». А поможет нам в игре – снежок. Один из вас будет говорить «Зима мне нравится, потому что… , а другой будет отвечать «Зима мне не нравится потому что…» (ответы детей).

Вот мы с вами и назвали все прелести и суровости матушки-зимы.

Молодцы ребята, вы сегодня выполнили все задания. Теперь посмотрите на свои снежинки и льдинки, кто считает, что справился с заданиями, тот может поменять свою льдинку на снежинку, если он вначале сомневался, но все-таки выполнил все задания.

Пусть самые добрые и хорошие воспоминания о нашей прогулке останутся в вашей памяти, а полученными знаниями вы поделитесь с другими ребятами и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию "Лесные чудеса"

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми групп раннего возраста...

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию "Академия чудес"

Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования....

ООД по познавательному развитию «Электрические чудеса» в рамках реализации проекта по экспериментально-исследовательской деятельности «Лаборатория удивительных наук» с детьми старшего дошкольного возраста

Тема:  «Электрические чудеса»Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: старшая группаФорма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-ис...

открытое итоговое занятие по познавательному развитию "Поле Чудес"

Цель: обобщение и закрепление знаний по изученным темам: звуки и буквы, слова-слоги, состав предложения. Задачи:Обучающие: закрепить понятие, что наша речь состоит из предложений, в конце предлож...

Методическая разработка образовательной деятельности детей по познавательному развитию «Поле Чудес»

Формирование представлений о понятиях «лекарственное растение», «целебные свойства», «лесная аптека»....