Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
консультация по развитию речи (младшая группа)

Семченко Татьяна Станиславовна

Раннее детство – начало жизни и этот период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет. Работая в детском саду с детьми раннего  возраста, я пришла к выводу, что главная задача педагога, это использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Ведь мы хорошо понимаем, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

                                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                                      воспитатель

   высш.категории

                                                                                                                          Семченко Т.С.

г.Оренбург,2020

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети.
Раннее детство – начало жизни и этот период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет. Работая в детском саду с детьми раннего  возраста, я пришла к выводу, что главная задача педагога, это использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Ведь мы хорошо понимаем, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей. Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Я пришла к выводу, что если использовать устное народное творчество с современными методиками обучения с раннего возраста детей в дошкольном учреждении, то обогатится словарь, улучшится речь ребенка, повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.

Знакомство с потешкой начинается иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.

Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:

"Светит солнышко в окошко, 

Смотрит в нашу комнату,

Мы похлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку!"

(А. Барто)

А когда оно прячется, дружно зовём:

"Солнышко - колоколнышко,

Выгляни в окошко,

Дам орехов кучу!"

Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.

Очень часто использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:

«Водичка, водичка,    
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»

Помогают произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:

" Чики, чики, кички, 

Берёзовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились".

Приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.

Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением играем игру "Вороны". Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле. Затем я знакомлю детей с потешкой:

"Вот под ёлочкой зеленой            

Скачут весело вороны:

кар - кар - кар,

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали:

кар - кар - кар,

Лишь к ночи умолкают,

И все тихо засыпают:

Кар - кар - кар!"

После этого дети, "превращаются" в больших птичек.

Основная цель таких игр для малышей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.

В течение учебного года в группу периодически поступают новые дети. Для них очень важен период адаптации к новой среде, так как дети раннего возраста очень ранимы и подвержены стрессовым ситуациям. Вот тут помогает использование разных форм фольклора: стишки, потешки, песенки, прибаутки, пальчиковые игры и др. Ведь ценность фольклора в том, что можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции, симпатию к педагогам и детям, доставить ему радость.

Вот так в повседневной работе очень часто обращаемся к кладезу русской речи. Я думаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добрыми и ласковыми, погружаться в стихию родной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

Консультация для воспитателей. «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно соз...

Консультация для воспитателей. "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет".

В данной статье можно узнать,  как с помощью использования русского народного творчества развивается речь детей....

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно соз...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ВЛИЯНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»

Консультация для воспитателей о влиянии русского народного творчества на развитие речи детей 3 - 4 лет....