Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников
консультация по развитию речи

Швыркова Жанна Георгиевна

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatral.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная  деятельность  как средство формирования

связной речи дошкольников.

 Современные дети живут в большом  потоке информации, где живое общение заменяет компьютер и телевидение, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Наши дети общаются односложными предложениями, рублеными фразами. Что говорить о детях, если часто молодые люди не могут пересказать красочно сюжет фильма или историю. Уровень речевого развития многих  дошкольников  не соответствует возрастной норме и вызывает серьезные опасения у педагогов и родителей.

 Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. В ходе театральной игры формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности, проявляются первые творческие находки.

 Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

 Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение). Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

Мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

В непосредственно образовательной деятельности включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимы. Например,

– съешьте кислый лимон (дети морщатся);

– рассердитесь (сдвигают брови);

– встретьте веселого человека (дети улыбаются);

– покажите огромного медведя, маленького комарика,;

– покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения наших  детей приобретают большую уверенность. Мы проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «полет стрекозы», «чудо лесенка» – каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

Декламируя стихотворение,  дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – в лесу живет лиса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.

При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.

При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «У Медведя во бору», «Хитрая лиса», «Кошки-мышки», «Вот лежит лохматый пес», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.

  Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры нужно уделять взаимодействию с семьей. Родители должны не   находится в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они могут участвовать в работе над театрализацией. дома помогать детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждать персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Наши родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые  воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
При обучении детей средствам речевой выразительности, я  использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Сказки служат для детей первым уроком нравственности морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и зыки общественного поведения.

 Практическую работу осуществляю по трем направлениям:

1- формирование развивающей среды:

В этом году пополнили театральный уголок в группе: были сшиты костюмы к сказкам, изготовлены маски, шапочки, настольный театр, кукольный «Три медведя».

Дидактические игры («Сложи героев», «Назови одним  словом», «Настроение» и др.).

2-это работа с детьми:

Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:

  • Дыхательно-речевая гимнастика: Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
  • Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
  • Игры, минута шалости, физическая минутка;
  • Театрализованная деятельность: сюда  входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные, анимированные  презентации (для показа на ноутбуке)

3  - взрослые:

Эта работа включает в себя:

  • организация  работы по изготовлению атрибутов и пособий;
  • создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
  • выступление кукольного театра на родительском собрании.

Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство формирования связной речи дошкольников.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития и получения им знаний в учёбе в школе, так как речь-средство общения, формирования мысли и вз...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников»

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников...

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативн...

«Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»

laquo;Игровая деятельность как средство формирования  связной речи дошкольников»...

«Игры с лэпбуком, как средство формирования связной речи дошкольника"

laquo;Игры с лэпбуком, как средство формирования связной речи дошкольника"...