«Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»
методическая разработка

Воронова Екатерина Сергеевна

«Игровая деятельность как средство формирования  связной речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18-19g_plan.docx322 КБ

Предварительный просмотр:

План и отчет по самообразованию.

Тема: «Игровая деятельность как средство формирования

связной речи дошкольников»

Пояснительная записка

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.

Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников.

Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.

Задачи:

-развивать связную диалогическую речь;

-воспитывать желание и умение совместно играть;

-расширить и активизировать словарный запас детей;

-закрепить навыки ведения диалога;

-способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;

-развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Методы и приемы:

-участие воспитателя в игре (второстепенная роль);

-использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера и т.д);

-индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

-прием параллельной игры;

-обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

    -разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

Круглый стол для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей» 

Прохождения курсов повышения квалификации.

Анкетирование родителей:

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?

Индивидуальные беседы с родителями «Играем вместе с ребенком»;

Консультация.

Анкеты; Итоги анкетирование.

Октябрь

Оформление предметно- развивающей среды сюжетно-ролевыми играми

«Доктор Айболит», «Магазин», «Салон красоты», «Кухня». «Дочки –Матери»

Создать картотеку сюжетно-ролевых

Посещение семинаров.

Центры сюжетно-ролевых игр.

Картотека сюжетно-ролевых игр

Ноябрь

Проект «Дружба начинается с улыбки»

Оформление папки передвижки по теме «Роль игры в развитии речи у детей»

Открытое занятие

Посещение семинаров.

Развитие индивидуальных особенностей.

Обогащение опыта по видам игровой деятельности.

Декабрь

Творческая мастерская «Новогодняя игрушка»

Просмотр сказки «Морозка»

Новогодний утренник.

Развивать интеллект детей.

Создать новогоднее настроение детей и родителям.

Январь

 «Театральная мастерская» (изготовление театральных кукол своими руками»

Папка передвижка для родителей «Чем играет ребенок в 5 лет»

Пополнение в центр театра

Повышать компетентность родителей.

В течении года (обогащения опытам).

Февраль

 Изготовление альбом раскраска-по сказкам.

консультация для родителей «Формируем умение общаться»;

В течении года.

Март

Создать картотеку сюжетно-ролевых игр

Консультация: «Кукольный театр дома»,

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

Развивать мировоззрение детей.

знакомить с видами игровой деятельности в жизни ребенка.

Игровая деятельность

«Поиграем пальчиками»

Апрель

Творчество детей и родителей

Беседа: «Эмоциональное благополучие ребёнка в семье»

конкурс « Отгадай загадку-нарисуй отгадку»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме Самообразования на итоговом педсовете.

Мониторинг детей.

Выступление на педсовете

Результат по мониторингу.

Совместная работа.

Отчет по самообразованию.

Целью моей работы стало изучение особенностей развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Исходя из цели, были определены задачи:

• развивать связную диалогическую речь;

воспитывать желание и умение совместно играть;

• расширить и активизировать словарный запас детей;

• закрепить навыки ведения диалога;

 • способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;

• развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Для решения поставленных задач, я определила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

  • участие воспитателя в игре (второстепенная роль);
  • использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
  • индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
  • прием ролевой игры с продолжением;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
  • обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
  • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
  • Прежде всего, моя работа была направлена на создание благоприятной комфортной атмосферы в группе: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, выстраивание партнерских отношений.
  • Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр в моей практике стали: «Магазин», «Семья», «Детский сад», Больница, Парикмахерская.

Работу я начала по следующим направлениям:

- изучение литературы,

- работа над созданием развивающей среды,

- занятия с детьми,

- взаимодействие с родителями.

В течение года мною были подготовлены и проведены:

- Беседы с детьми о профессиях.

- Настольно-печатные игры

- Игры и упражнения на развитие речи

- Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Салон красоты», «Кухня», «Дочки –Матери» «Театр», «Детский сад» и мн. др.).

D:\Детский сад № 3\фотки\Новая папка (2)\P_20181126_154130.jpg  D:\Детский сад № 3\фотки\Новая папка (2)\P_20181122_101201.jpg    D:\Детский сад № 3\фотки\Новая папка (2)\P_20181119_111541.jpg                                                               

С детьми составляли творческие рассказы «Профессия моих родителей»

- Было организовано чтение художественной литературы по теме «Профессии».

 Также, благодаря реализации проекта «Дружба начинается с улыбки», дети приобрели опыт общения друг с другом, самостоятельного распределения ролей в игре, проявления в ней инициативы, что, в целом, поспособствовало их речевому и творческому развитию.

D:\Детский сад № 3\фотки\Новая папка (2)\P_20181122_100350.jpg 

 

В течение года была проделана работа с родителями воспитанников:

- Консультации, индивидуальные беседы, родителям было предложено поиграть дома в настольные игры, речевые игры и упражнения, используемые в детском саду для формирования речи дошкольников.

 В течение всего года родители принимали участие в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр (маски, костюмы, сделанные совместно с детьми, поделки). «Театральная мастерская» (изготовление театральных кукол своими руками»

 

             D:\Детский сад № 3\фотки\Новая папка (2)\P_20181126_155514.jpg                  D:\мама\IMG-e924197c0de50e6579e7bc906004c428-V.jpg

В процессе игровой деятельности происходит развитие всех сторон личности ребенка - дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Таким образом, игровая деятельность является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

Литература для изучения.

1. Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.

2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации».-2-е изд., испр. и доп., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3. Дьяченко В.Ю.  «Развитие речи: тематическое планирование занятий» Учитель, 2007.

4. Пименова Т.М.  «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки.», Учитель, 2013.

5. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"

Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дети, не получившие в дошкольном возрасте со...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

Социо - игровая технология как средство развития речи дошкольника (Картотека игр).

Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные спос...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе

Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе...

Приказ "Проведение консультации на тему “ Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе”

Приказ "Проведение консультации на тему “ Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе&rdquo...