Игровой самомассаж как средство развития речи дошкольников с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Елена Ивановна Рагозина

Игровой самомассаж как средство развития

речи дошкольников с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_samomassazh_dlya_detey_s_ovz.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж как средство развития

речи дошкольников с ОВЗ

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)  – это дети с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Наибольший эффект в работе с детьми ОВЗ приносит система коррекционно-образовательной работы, основанная на применении массажа и самомассажа, как способа стимуляции коры головного мозга для развития речевых возможностей ребенка.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, И. B. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Развивая пальцы рук ребенка, можно стимулировать его речевое развитие. Это давно известно нашим предкам. В каждом народе есть схожие по своему назначению игры для детских пальчиков, при которых сначала рука взрослого воздействует на пальцы и ладонь малыша, а затем ребенок сам воспроизводит определенные движения рукой, подражая взрослому. Первые игрушки малыша, когда он еще только лежит на спинке - это его собственные ручки, его пальчики.

Игровой самомассаж - это дозированное механическое раздражение тела человека, эффективный способ заботы о здоровье, основанный на игровом подходе, который ребенок выполняет самостоятельно, используя специальное оборудование (массажные мячики, деревянные массажёры). Он способствует улучшению кровообращения и нормализации работы внутренних органов, обеспечению интенсивности потока импульсов от рецепторов, находящихся в коже, в мозг.    

Массаж помогает ребенку избавиться от общей усталости и обеспечивает бесперебойную и эффективную работу всех органов и систем. Все упражнения должны выполняться вместе с положительными реакциями дошкольника.

Основные приемы самомассажа заключаются в поглаживании, растирании, разминании, вибрации (потряхивание).

Массаж рук и пальцев включает в себя:

- Нежное движение пальцами по подушечкам.

- Легкое сжатие кончиков пальцев.

- Массирование пальцев вдоль и поперек, начиная от кончика и заканчивая ладонью.

- Круговые движения ладонью, приложенной кулачком другой руки.

- Массирование бугров ладони большим пальцем другой руки.

- Распространение массажа по ладони, двигаясь веером от одной точки к основанию каждого пальца.

- Поглаживание ладоней вверх и вниз.

- Массирование боковых поверхностей сцепленных пальцев.

- Распределение массажа по ладони, используя ребро ладони противоположной руки.

- Прикосновение ногтями другой руки к ладони для приятного ощущения.

Массаж рук и пальцев через использование массажных шаров и палочек, орехов, бусин и карандашей:

-Взять массажный шарик и положить его между ладонями. Проводить круговые движения, постепенно увеличивая давление и скорость.

-Зажать массажную палочку или шестигранный карандаш между ладонями.

-Катать палочку вверх и вниз, постепенно увеличивая давление.

-Сильно сжимать шарик или палочку в каждой руке. Сильно сжимать шарик одной рукой и палочку другой.

-Катать два массажных шарика одновременно по мягкой поверхности (например, по коврику) в разных направлениях: по часовой стрелке, против часовой стрелки, навстречу друг другу, в разные стороны друг от друга.

-Катать массажную палочку или карандаш одновременно вверх и вниз по мягкой поверхности, используя обе руки.

-Катать массажный шарик одной рукой по кругу, а массажную палочку другой рукой вверх и вниз. Поменять массажеры в руках и продолжать упражнения с разными движениями.

- Используя два ореха или две крупные бусины, перекатывать один через другой.

Данные упражнения предназначены для массажа и расслабления.

Комплекс упражнений с использованием щетки-расчески:

-Массировать с постепенным нажимом подушечки пальцев щеткой.

-Массировать палец от ладони к концу и обратно.

-Массировать с постепенным нажимом ладонь по кругу и веером к основаниям пальцев.

-Массировать бугры ладони по кругу.

Самомассаж артикуляционных органов выполняется при помощи индивидуальной зубной щетки или пальцами с соблюдением всех гигиенических норм.

Массаж губ:

-Поглаживание указательными пальцами над верхней губой и под нижней губой от середины к краям рта.

-Поглаживание указательными пальцами по верхней губе и по нижней губе от середины к краям рта.

-Собирание губ в вертикальную складку. Пальцы ребенка помещаются на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

-«Покажи свои зубки». Пальцы ребенка помещаются в то же положение, но движения идут вниз по нижней губе, обнажая нижние десны, и вверх по верхней губе, обнажая верхние десны.

-Сжимание губ в «клювик». Указательные и большие пальцы сжимают верхнюю и нижнюю губы и делают из губ «клювик утенка».

-Растягивание губ - «играем на гармошке». Указательные пальцы помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение (предлагаю ребенку представить, что он играет на губах, как на гармошке).

-Легкое постукивание щеткой или пальцами по губам от угла к углу губ.

-Легкое постукивание щеткой или пальцами от середины к углам губ.

-Пощипывание верхней, а затем и нижней губы пальцами проводится от середины к краям губ. При гипертонусе артикуляционных мышц не применяется. Рекомендуется при гипотонии.

Массаж языка.

Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение. Нельзя сразу начинать расслабление и массаж с мышц языка. Массаж языка проводится после общего расслабления и указанных выше приемов самомассажа или массажа.

Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому движение языка вниз в полости рта и тем самым его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти.

При недостаточной подвижности языка массаж проводит взрослый –учитель-логопед, постепенно подключается и ребенок. Массаж можно проводить попеременно щеткой или шпателем. Возможны варианты, когда у взрослого шпатель, а у ребенка щетка, и ребенок повторяет за логопедом движения своей щеткой.  Ребенок постепенно учится приемам самомассажа.

Взрослый, а в дальнейшем сам ребенок, поглаживает язык от  средней части к кончику языка щеткой или шпателем по средней части языка. Затем, тоже поглаживание по боковым краям языка.

Учитывая особенности кровоснабжения языка, предлагается погладить язычок по боковым краям от серединки кончика до середины средней части спинки языка.

Постукивание от кончика языка до серединки и, наоборот, по средней линии языка и по бокам. Предлагается ребенку «барабанить» по языку, как по барабану.

Рисование «елочки» на языке щеткой. «Ствол» - движение щетки с надавливанием на язык сверху вниз, «ветки» - движения от середины языка к боковым краям.

Обучение приемам самомассажа языка происходит в присутствии родителей (законных представителей) воспитанников с использованием личных щеток, которые приносят родители на индивидуальные занятия. Дома дети массируют язык под наблюдением взрослых.

Применение приемов самомассажа позволяет совершенствовать двигательную активность и точность мелкой моторики, развивать тактильную чувствительность пальцев рук, увеличить подвижность лицевых мышц, что дает возможность ребенку выражать различные эмоции за счет мимической мускулатуры, улучшить кровоснабжение мышц языка и губ, подготовив этим артикуляционный аппарат к постановке отсутствующих звуков, что поможет исправить дефекты речи.

Литература

1.  Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. -  2004. — №17-24. 

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое

пособие - М.: Сфера, 2008.

3.  Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного                                         возраста (3-7 лет). - М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Полицковая О.Л. Использование приемов самомассажа в логопедической  работе в целях сохранения здоровья ребенка и развития речи.- Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения в современной молодежной среде (сборник статей); СПБ-2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Игровой самомассаж как средство развития мелкой моторики рук

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже....

Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"

Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...

Социо - игровая технология как средство развития речи дошкольника (Картотека игр).

Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные спос...

Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж как средство развития мелкой моторики рук"

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние вн...

«Игровой самомассаж как средство развития мелкой моторики рук»

         Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования  и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, так...

Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе

Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе...

Приказ "Проведение консультации на тему “ Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе”

Приказ "Проведение консультации на тему “ Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе&rdquo...