Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников»
методическая разработка по логопедии на тему

Лычагина Валентина Эрбертовна

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 1 города Кропоткин

Муниципального образования Кавказский район

Мастер-класс

«Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников»

               Разработала:

                                                                                                       Учитель-логопед

                                                                                                       Лычагина В.Э

2017г

Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.

2. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.

3. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.

ХОД:

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально.

Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить, делать выводы . Удовлетворяет потребность в самовыражении и в свободном общении со сверстниками.

Предлагаю Вам ненадолго почувствовать себя детьми и попробовать поиграть:

1. «Скажи наоборот».

Цель: расширение словарного запаса.

2. «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

3. «Назови правильно»

Цель: правильно поставить ударение.

4. «Мяч бросай и животных, растения, овощи, фрукты, фигуры, месяцы, дни недели, цифры, дорожные знаки и т. д. – называй»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые понятия.

5.«Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Всем Вам я думаю известная игра «Чей хвост? Чья мордочка?». Для детей младшего дошкольного возраста используются существительные в родительном падеже, а не притяжательные прилагательные (хвост волка, а не волчий хвост). 

Широко известная игра «Волшебный мешочек» нравится детям за её неожиданность, сюрпризность. Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на совершенствование лексико-грамматических категорий. Я использую ее и для проведения артикуляционной гимнастики, когда ребята достают фигурки, соответствующие названиям артикуляционных упражнений.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи:

1.В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы. 

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

  • Слон большой, а комар ...
  • Камень тяжелый, а пушинка ...
  • Днем светло, а ночью ...

2.В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:

  • дерево, цветок – что делают? (растут)
  • Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

 3.«Назови одним словом».

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти. Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.

 4.«Когда это бывает?».

Цель: расширение словарного запаса.

И для вас, коллеги, я подготовила такие задания:
-Часы, которые помогают проснуться (будильник);
-утренняя еда (завтрак);
-большая ложка, помощью которой наливают суп (поварешка / половник);
-Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);
 -Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы? (муху) 
-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок)
-Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин) 
-Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
-Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
-Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
-Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)
Рассуждение и решение проблемных ситуаций
Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации. В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми).
Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:
Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?
… сладкий ли чай? крепко ли завязана веревка? и т. д.

Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных называй»; «Мяч бросай, чётко овощи называй»; «Назови ласково»; «Съедобное – не съедобное»).

Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.

Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в играх? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!
Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Игры и игровые упражнения для развития памяти, внимания, усидчивости".

Материал по играм и игровым упражнениям для развития внимания, памяти и усидчивости для детей дошкольного подготови возрастательного возраста....

Презентация "Подвижные игры и игровые упражнения ,как средство развития речи"

Речь – одна из важных линий всестороннего полноценного развития ребенка. Она тесно связана с его интеллектуальным развитием. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои ...

Конспект Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство обогащение словаря, на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»

   Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения пробл...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-VI века) наблюдался бурный ...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-VI века) наблюдался бурный ...

Мастер-класс для педагогов «Игры и игровые упражнения для снятия агрессивности у дошкольников»

Агрессивность – нарушение поведения ребенка, она не является симптомом психического заболевания. Если у ребенка агрессия выплескивается через край, значит ему не хватает навыков, любви и примеро...