Мастер-класс для педагогов «Игры и игровые упражнения для снятия агрессивности у дошкольников»
консультация по психологии

Алексеева Ольга Валерьевна

Агрессивность – нарушение поведения ребенка, она не является симптомом психического заболевания. Если у ребенка агрессия выплескивается через край, значит ему не хватает навыков, любви и примеров здорового конструктивного решения конфликтов. И в этом на помощь должны прийти мы – педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnost.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Игры и игровые упражнения для снятия агрессивности у дошкольников»

подготовила и провела педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Алексеева О.В.

«Агрессивность — это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви»

Г. Эберлейн

Цель: познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями, направленными на снятие агрессивности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить с понятием «агрессия», причинами агрессивного поведения детей, направлениями работы с агрессивными детьми;

- рассказать об особенностях работы с агрессивными детьми и подобрать комплекс коррекционно-развивающих игр, которые можно использовать с данной категорией детей;

- показать игровые способы работы с агрессивными детьми;

- тренировать навык распознавания эмоциональных состояний;

- формировать способность педагогов к взаимопониманию, способствовать сплачиванию коллектива.

Ход мастер-класса:

  1. Организационная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о детской агрессии и способах ее снятия. Согласитесь, тема довольно актуальна и скорее всего будет актуальна на протяжении долго времени. Итак, начнем с определения понятия «агрессия».

  1. Практический этап.

Агрессия – от латинского «aggressio» - нападение, приступ – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.).

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: доброкачественная и злокачественная. Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. Злокачественная агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

Можно выделить несколько видов агрессии:

Вербальная агрессия. Проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, крик, оскорбления, угрозы, и т.п.

Физическая агрессия. Этот вид агрессии может проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к другому человеку, животному или чужому имуществу (укусить, ударить, повредить вещь и т.д.).

Есть агрессия прямая или косвенная. В первом варианте ребенок применяет сразу физическую силу (бьет, пинает и т.д.). А косвенная агрессия выражается, когда ребенок, к примеру, сплетничает, использует злобные шутки.

Также существует аутоагрессия - этот вид агрессии, который ребенок использует против самого себя. Проявляется, например, в вырывании волос, бровей, откусывании ногтей, частой травматизации.

 Наиболее остро проявляется агрессия у детей 2-4 лет.

Всплеск детской агрессии в этом возрасте обусловлен совпадениями нескольких факторов:

1.  Кризис 3-х лет. Знаменитое «Я — сам». Малышня в этом возрасте очень стремится делать все так, как ему надо, подражать взрослым, делать все самостоятельно. (Доходит частенько до абсурда из-за какой-нибудь ерунды. Например, ребенок может начать истерику с дракой из-за того, что родители сами открыли/закрыли дверь и пр.)

2.  Недостаточное развитие речи, самоконтроля и навыков общения. Многие дети в этом возрасте еще плохо говорят. Соответственно, не могут объяснить, что им надо. И самоконтроля еще как такого нет. Особо остро эта проблема проявляется в общении со сверстниками. Тут детская агрессия частенько бывает взаимной.

Агрессия у детей 4-7 лет обычно проявляется только в игровых ситуациях.Это связано с тем, что после 4-х лет уже развивается самоконтроль. Дети в этом возрасте начинают сдерживать свою злость и перестают выражать ее через кулаки. Но тут частенько встает вопрос вербальной агрессии, т.е. дети начинают ругаться, сквернословить.

Агрессивность – нарушение поведения ребенка, она не является симптомом психического заболевания. Говоря о психологическом портрете агрессивного ребенка, можно выделить следующее. Агрессивный ребенок нападает на других детей, обзывает, бьет их, отбирает, ломает игрушки, специально употребляет грубые выражения, он очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такой ребенок часто подозрителен и насторожен, любит сваливать вину на других, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, они имеют низкий уровень эмпатии(умение сопереживать другому человеку).Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Давайте попробуем разобраться с причинами появления агрессии в детском возрасте.

Я предлагаю представить агрессию в виде дерева.

Упражнение «Дерево».

Ствол – это проблема, корни - причина проблемы, плоды – последствия этой проблемы.

Психолог рисует дерево, с обозначенной проблемой. Педагоги помогают заполнять дерево.

Корни проблемы:

1)ребенку не хватает родительской любви (агрессивный ребенок чувствует, что он недолюблен);

2)если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности;

3)если требования родителей несогласованны – у ребенка нет четких норм поведения;

4)пренебрежительное и попустительское отношение к ребенку;

5)слабость родителей (например,беспомощная мать и уклоняющийся отец). Неспособность постоять за себя и ребенка. Часто агрессивные дети у неуверенных родителей;

6)родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения, например, лишняя У-хромосома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола обязательно будут способствовать агрессивности;

7)влияют на поведение и различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 мес.

Плоды проблемы – неумение общаться со сверстниками, непринятие коллективом, неадекватное поведение, проблемы с усвоением знаний.

Если у ребенка агрессия выплескивается через край, значит ему не хватает навыков, любви и примеров здорового конструктивного решения конфликтов. И в этом на помощь должны прийти мы – педагоги.

Сегодня я покажу нам несколько игры и упражнений, направленных на снятие агрессивности у детей.

Коммуникативная игра «Найди пару»

Цели: ранжирование на пары; способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.

Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.

На прогулку косолапый вышел мишка погулять

Участники расходятся по комнате.

По тропинке громко топал, друга он пошел искать. «Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»

Двигаются по комнате произвольно.

Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».

Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.

Мишка с другом покружился…

Он в лесу устроил бал.

Кружатся.

А потом остановился,

По головке гладить стал.

Гладят друг друга по голове.

Спины звери почесали…

Поворачиваются друг к другу спинами.

Вправо, влево, вверх и вниз.

Трутся спинами.

И немного потолкались.

Слегка толкаются.

Крепко-крепко обнялись.

Обнимают друг друга.

Упражнение

«Маленькое приведение» Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

«Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (психолог приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывает: «У-у-у!». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить».

Игра «Обзывалки» 

«Вам нужно сделать общий круг, и передавая мяч по кругу, называть друг друга разными «обзывалками» - овощами и фруктами.

Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!»

Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.А теперь передаем еще раз мячик и говорим своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, солнышко!»

Данная игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.

«Злые — добрые кошки». Цель: снятие общей агрессии.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на

полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут

совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу

ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой)

превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом

выходить из «волшебного круга» нельзя.

Дети, стоящие вокруг, говорят: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение» заканчивается и ребенок выходит из круга.

 Игра повторяется со следующим ребенком.

 После детям предлагается превратиться в добрых и ласковых кошечек.

«Клубочек»

Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что это не простой клубочек, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

«Мешочек для криков» (в других случаях —«Стаканчик для криков», «Волшебная труба» и др.). 

Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика на время занятия. После занятия дети могут “забрать” свой крик обратно.

«Цыпленок»

Агрессивному ребенку предлагают приготовить корм для цыплят, т.е. разорвать лист бумаги на мелкие кусочки.

Упражнение «Лимон»

Снятие физической агрессии

Сядьте, положите руки свободно на колени ладонями вверх, закройте глаза. Представьте себе, что в правой руке у вас лежит лимон. Медленно сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок.

3 этап. Рефлексивный.

Вот такие упражнения можно использовать в работе с агрессивными детьми. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет полезной и агрессивных детей в ваших группах станет меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Актуальность.             Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...

Мастер-класс для родителей (педагогов). «Игры и упражнения с кинетическим песком»

Мастер-класс для родителей (педагогов).«Игры и упражнения с кинетическим песком»Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песко...

Мастер-класс для родителей " Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс"

Знакомим родителей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении и развитии детей....

Мастер класс для воспитателей "Квест - игра современная игровая технология в работе с дошкольниками"

Поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми...

Семинар с педагогами «Спортивные игры и игровые упражнения как средство физического воспитания дошкольников».

презентация для педагогов «Спортивные игры и игровые упражнения как средство физического воспитания дошкольников»....

Мастер-класс на ГМО педагогов-логопедов "Использование игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ"

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с современными игровыми приемамиЗадачи:• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;• заинтересовать их в использо...