Главные вкладки

    План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Просекова Татьяна Анатольевна

    Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

     (коррекционное занятие)

    Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

    Разработал: воспитатель Просекова Т.А.


    Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

    Тип занятия: комбинированное.

    Технология занятия: развивающее обучение.

    Цель занятия: закрепить умение дифференцировать звуки ж-ш.

    Задачи:

    - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

    -развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику, мышление, память, связную речь, отрабатывать речевое дыхание;

    -воспитывать интерес к занятиям, соблюдать правила поведения на занятии.

    Оборудование: игрушки жук, змея; карточки с буквами Ж и Ш для воспитателя, карточки с предметами к игре «Поймай звук», мячи Су-Джок (по одному на каждого ребёнка); оборудование для презентации.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент (2 мин).
    2. Упражнение на произношение звуков (2 мин).
    3. Артикуляционная гимнастика (2 мин).
    4. Дидактическая игра «Поймай звук» (4 мин).
    5. Игра «Буквы в поезде» (4 мин).
    6. Массаж (2 мин).
    7. Игра «Большой-маленький» (2 мин).
    8. Игровое упражнение «Веселые скороговорки» (3 мин).
    9. Игра «Посели в домик» (3 мин).
    10. Рефлексия (1 мин).

    1.Организационный момент.

    Слайд 2.

     -Здравствуйте, ребята! -Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы сейчас узнаете.  (проговаривает строки с выделением звуков)

    ВыШШШло солныШШШко гулять, словно ШШарик полетать. Какой звук вы услышали? шшш

    Верно, вот и буква Ш, которая обозначает этот звук.

    А из норки вышел ЁЖЖЖ, он на солнышко похоЖЖЖ. (Звук Ж).

    Это буква Ж, обозначает звук жж.

    Эти буквы очень дружны между собой. А еще они предлагают нам рассказать про них все что знаем.

    2. Упражнение на произношение звуков

    - Я думаю, что вам это все по плечу, в русском языке все звуки важны и нужны, мы покажем, что знаем о звуке «Ш» и звуке «Ж».

    -Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.

    Слайд 3.

    -Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

    -Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)

    - А теперь звук – ш-ш-ш.

    -Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)

    - Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой) 

    -Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

    Слайд 4.

    3.  Артикуляционная гимнастика.  

    Мы пришли ребята с вами

    На весёлую поляну.

    Ой, куда же мы попали?

    И оглядываться стали.

    Влево, вправо, вверх, вниз,

    Не дрожи, улыбнись…

    Раз улыбка, два, три…

    Зубы лучше покажи.

    Зубы ровно мы смыкаем

    И заборчик получаем…

    Язык лопаткой положи.

    И спокойно подержи.

    Язык надо расслаблять

    И под счёт его держать:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Язык можно убирать.

    -Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давайте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»

    4. Дидактическая игра «Поймай звук».

    Воспитатель держит в руках игрушки «Жук» и «Змея».

    - Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)

    - Как шипит змея? (ш-ш-ш)

    -Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, то как жук жжужжите (ж-ж-ж), если услышите звук –ш, то как змея шипите (ш-ш-ш).

    Слова: пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок. шайба, лампа, жираф, кувшин, журавль, школа, лимон, шмель, дождь.

    - Молодцы, ребята, все верно выполнили.

    - Наступает лето, и скоро все поедут в отпуск. И наши буквы поедут на отдых на поезде. Сейчас мы с вами подберем слова, в которых буквы стоят в начале, в середине или в конце слова и посадим их в нужный поезд.

    Слайд 5.

     5. Игра «Буквы в поезде»

    - Подберите слова с буквой Ж в начале слова (жираф)

    - В середине слова (мороженое)

    - В конце слова (морж)

     (заслушиваются ответы детей)

    Слайд 6.

    - Подберите слова с буквой Ш в начале слова (шарик)

    - В середине слова (кошка)

    - В конце слова (малыш)

     (заслушиваются ответы детей)

    - Какие все умницы и умники. А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером «Ходит ежик без дорожек».

    6. Массаж

    Слайд 7

    Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

    Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

    И иголками своими колется, колется

    Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорок мячика, затем меняют руки.

    А я ежику- ежу ту дорожку покажу,

    Мячики держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.

    Где катают мышки маленькие шишки.

    Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

    -Молодцы ребята.

    7. Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    - Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.

    Например, снег-снежок.

    Слова: утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок, друг- дружок.

    - Какие дружные у нас ребята!

     -Давайте с вами проговорим «Веселые чистоговорки».

    Слайд 8.

    8. Игровое упражнение «Веселые скороговорки».

    Ши-ши-ши, как конфетки хороши.

    Шо-шо-шо, мойте ручки хорошо.

    Шу-шу-шу, я к столу вас приглашу.

    Ша-ша-ша будем кушать не спеша.

    Жа-жа-жа, мы нашли в лесу ежа.

    Жу-жу-жу дали яблоко ежу.

    Же-же-же съел он яблоко уже.

    Жи-жи-жи, нам животик покажи.

    - Ну вот как мы развеселили наших гостей.

    Слайд 9.

    9. Игра «Посели в домик».

    - Чтобы вы запомнили все, что сегодня узнали поиграем в игру «Посели букву в домик»

    Нужно расселить предметы в нужный домик, и пояснить почему так сделали?  

    Желающие вызываются к доске.

     -Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, наши гости, буквы Ш и Ж очень развеселились, им очень понравилось наше занятие. Мы с вами показали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними.

    10. Рефлексия.

     -А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)

    -С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

    -Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

    -Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков С и З"

    Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово»Департамента социальной защиты населения города Москвы      Конспект индивидуального занятия по зв...

    КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

    Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...

    конспект занятия по звуковой культуре речи "дифференциация звуков Л - В" .

    Данный материал можно изспользовать на занятиях по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе....

    Конспект НОД с детьми средней группы Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р

    Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-э...

    Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

    Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

    Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»

    Конспект занятия по развитию речи  в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»...