План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Просекова Татьяна Анатольевна

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

 (коррекционное занятие)

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Разработал: воспитатель Просекова Т.А.


Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Тип занятия: комбинированное.

Технология занятия: развивающее обучение.

Цель занятия: закрепить умение дифференцировать звуки ж-ш.

Задачи:

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику, мышление, память, связную речь, отрабатывать речевое дыхание;

-воспитывать интерес к занятиям, соблюдать правила поведения на занятии.

Оборудование: игрушки жук, змея; карточки с буквами Ж и Ш для воспитателя, карточки с предметами к игре «Поймай звук», мячи Су-Джок (по одному на каждого ребёнка); оборудование для презентации.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Упражнение на произношение звуков (2 мин).
  3. Артикуляционная гимнастика (2 мин).
  4. Дидактическая игра «Поймай звук» (4 мин).
  5. Игра «Буквы в поезде» (4 мин).
  6. Массаж (2 мин).
  7. Игра «Большой-маленький» (2 мин).
  8. Игровое упражнение «Веселые скороговорки» (3 мин).
  9. Игра «Посели в домик» (3 мин).
  10. Рефлексия (1 мин).

1.Организационный момент.

Слайд 2.

 -Здравствуйте, ребята! -Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы сейчас узнаете.  (проговаривает строки с выделением звуков)

ВыШШШло солныШШШко гулять, словно ШШарик полетать. Какой звук вы услышали? шшш

Верно, вот и буква Ш, которая обозначает этот звук.

А из норки вышел ЁЖЖЖ, он на солнышко похоЖЖЖ. (Звук Ж).

Это буква Ж, обозначает звук жж.

Эти буквы очень дружны между собой. А еще они предлагают нам рассказать про них все что знаем.

2. Упражнение на произношение звуков

- Я думаю, что вам это все по плечу, в русском языке все звуки важны и нужны, мы покажем, что знаем о звуке «Ш» и звуке «Ж».

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.

Слайд 3.

-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)

- А теперь звук – ш-ш-ш.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)

- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой) 

-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

Слайд 4.

3.  Артикуляционная гимнастика.  

Мы пришли ребята с вами

На весёлую поляну.

Ой, куда же мы попали?

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз,

Не дрожи, улыбнись…

Раз улыбка, два, три…

Зубы лучше покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давайте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»

4. Дидактическая игра «Поймай звук».

Воспитатель держит в руках игрушки «Жук» и «Змея».

- Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

-Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, то как жук жжужжите (ж-ж-ж), если услышите звук –ш, то как змея шипите (ш-ш-ш).

Слова: пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок. шайба, лампа, жираф, кувшин, журавль, школа, лимон, шмель, дождь.

- Молодцы, ребята, все верно выполнили.

- Наступает лето, и скоро все поедут в отпуск. И наши буквы поедут на отдых на поезде. Сейчас мы с вами подберем слова, в которых буквы стоят в начале, в середине или в конце слова и посадим их в нужный поезд.

Слайд 5.

 5. Игра «Буквы в поезде»

- Подберите слова с буквой Ж в начале слова (жираф)

- В середине слова (мороженое)

- В конце слова (морж)

 (заслушиваются ответы детей)

Слайд 6.

- Подберите слова с буквой Ш в начале слова (шарик)

- В середине слова (кошка)

- В конце слова (малыш)

 (заслушиваются ответы детей)

- Какие все умницы и умники. А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером «Ходит ежик без дорожек».

6. Массаж

Слайд 7

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

И иголками своими колется, колется

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорок мячика, затем меняют руки.

А я ежику- ежу ту дорожку покажу,

Мячики держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.

Где катают мышки маленькие шишки.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

-Молодцы ребята.

7. Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.

Например, снег-снежок.

Слова: утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок, друг- дружок.

- Какие дружные у нас ребята!

 -Давайте с вами проговорим «Веселые чистоговорки».

Слайд 8.

8. Игровое упражнение «Веселые скороговорки».

Ши-ши-ши, как конфетки хороши.

Шо-шо-шо, мойте ручки хорошо.

Шу-шу-шу, я к столу вас приглашу.

Ша-ша-ша будем кушать не спеша.

Жа-жа-жа, мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу-жу дали яблоко ежу.

Же-же-же съел он яблоко уже.

Жи-жи-жи, нам животик покажи.

- Ну вот как мы развеселили наших гостей.

Слайд 9.

9. Игра «Посели в домик».

- Чтобы вы запомнили все, что сегодня узнали поиграем в игру «Посели букву в домик»

Нужно расселить предметы в нужный домик, и пояснить почему так сделали?  

Желающие вызываются к доске.

 -Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, наши гости, буквы Ш и Ж очень развеселились, им очень понравилось наше занятие. Мы с вами показали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними.

10. Рефлексия.

 -А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)

-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»

Конспект занятия по развитию речи  в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»...

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»

Цель: Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позици...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» - «Ш»

Совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове....