Консультация для родителей на тему: «Воспитание чувства рифмы у детей старшей группы»
консультация (старшая группа)

Диана Тагировна Чеботарева

Одна из увлекательных и интересных форм работы по словотворчеству – это рифма.

Не всякий взрослый человек чувствует рифму, не каждому дан этот Божий дар. Так же и дети. Кто-то может подсказать словечко в рифму, а кто-то затрудняется. Но ведь учиться этому никогда не поздно. И лучше всего начать с дошкольного возраста. Когда детки, как губка, впитывают в себя всю информацию из вне, ясно мыслят, не закомплексованы, когда можно ещё учить играя.

Не нужно заставлять, принуждать, из этого ничего доброго не получится. Вы убьёте в детях творческие задатки, у них пропадёт желание мыслить самостоятельно, они будут ждать подсказки и повторять за кем-либо, даже если подсказка эта была нелепой.

Не обязательно организовывать специальные занятия и вдалбливать 30-35 минут что такое рифма. К этой теме надо подходить осторожно, учитывая настроение и расположение детей. Это может быть во время их самостоятельной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dl_roditeley_rifma.docx159.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»

Консультация для родителей на тему:

 «Воспитание чувства рифмы у детей старшей группы»

http://tvoivolgorechensk.ru/wp-content/uploads/2017/08/book-1170x652.jpg

Подготовила воспитатель:

Чеботарева Диана Тагировна

Старшая группа № 5

Пушкино, 2018 г.


Одна из увлекательных и интересных форм работы по словотворчеству – это рифма.

Не всякий взрослый человек чувствует рифму, не каждому дан этот Божий дар. Так же и дети. Кто-то может подсказать словечко в рифму, а кто-то затрудняется. Но ведь учиться этому никогда не поздно. И лучше всего начать с дошкольного возраста. Когда детки, как губка, впитывают в себя всю информацию из вне, ясно мыслят, не закомплексованы, когда можно ещё учить играя.

Не нужно заставлять, принуждать, из этого ничего доброго не получится. Вы убьёте в детях творческие задатки, у них пропадёт желание мыслить самостоятельно, они будут ждать подсказки и повторять за кем-либо, даже если подсказка эта была нелепой.

Не обязательно организовывать специальные занятия и вдалбливать 30-35 минут что такое рифма. К этой теме надо подходить осторожно, учитывая настроение и расположение детей. Это может быть во время их самостоятельной деятельности.

Как бы нечаянно прицепиться к какому-либо слову, сказанному ребёнком. Я услышала: «гараж». Тут же говорю: «багаж». Ой, как складно получается! Гараж – багаж, как стихотворение. Можно даже четверостишие придумать для примера

Я поехала в гараж,

Прихватив с собой багаж 

 И поверьте, не надо будет заставлять, они сами начнут подбирать сходные по звучанию слова. И работать будут тогда с интересом, с азартом. Рифма тема увлекательная, но очень трудная. Чтобы её хоть немного освоить потребуется много усилий, внимания и терпения.

         Первоначально объясните детям, что такое рифма в доступной для их возраста форме. Что говорить в рифму, значит, говорить складно, стихами. Когда речь так и льётся, словно водичка по стеклу, ни за что не цепляясь, никуда не проваливаясь. Приятно и мягко воспринимаются на слух и как ровные пряди волос вплетаются в красивую косу, так же искусно и ровно рифмуются строчки, создавая чудесные стихи. Для примера можно прочитать русскую народную сказку про Шиша Валентины Куплевацкой Добриковой.

Эта сказка несомненно понравится детям станет стимулом в работе. Они будут неоднократно просить прочитать её ещё раз, заучат наизусть и будут время от времени повторять складные стихи Шиша:

Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твого дедушку ругает.

И складные, но нелепые стихи мужика, хозяина лошади:

Если ты Силантий

То с моей лошади слезантий.

Обязательно нужно познакомить с известным стихотворением Д. Чиарде «Об удивительных птицах».

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нёс,

На ящике

Написано: “Игра”.

Я два квартала

Шёл за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец

Спросил его:

— А как играть

В игру?

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал:

— Уверен,

Что такой игры

Ещё ты не встречал.

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моём.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоём.

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

Поймать

Таких смешных пичуг —

Весьма нелёгкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

...И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу —

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала

Слово ГРУСТЬ,

Другая фразу:

НУ И ПУСТЬ!

Одна достала

Слово СЛОН,

Другая —

ЗВОН и ТЕЛЕФОН.

— Теперь,

— Сказал мне человек,

— Пора и нам сыграть.

Я буду

Доставать слова,

Ты должен

РИФМОВАТЬ.

Достал он слово КОЧКА,

А я ответил:

БОЧКА,

И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,

И сразу два ЛИСТОЧКА,

И на прощанье ТОЧКА.

...Мы с ним Играли целый час

Похожими словами.

Теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

На первом этапе практиковаться начинаем со слога:

                НУ – тяну, тону, волну

                НА – луна, стена, одна

                НИ – дни, пни, усни

                ТЫ – цветы, унты, манты

                ТА – мечта, красота, суета

                ЛА – метла, пила, юла, пришла

                УМ  - шум, наум, кум

                ЮМ – трюм, изюм, парфюм… и т.д.

 

 На следующем этапе подбираем рифму к слову:

              

                Луна – одна

                Тепло – светло

                Тяпка – шапка

                Ярко – жарко

                Горе – море

                Машина – шина

                Жук – сук

                Пила – юла

                Нина – картина и т. д.

 

На третьем этапе пытаемся подбирать к слогу не одно слово, а целое словосочетание. Но для этого сначала нужно познакомить детей со словами признаками (какой, какая, какие) и со словами действиями (что делать, что сделать):

  

НА – НА – НА – жёлтая луна, сижу одна;

НО – НО – НО – жду давно, иду в кино;
          РА – РА – РА – разыгралась детвора и т. д.

 

 На четвёртом этапе рифму начинаем понемногу расширять. Чтоб звучало не только складно, но и красиво. Для этого знакомим детей со словами помощниками:

 

               НА – НА – НА – я сижу совсем одна;

                                          - мы поймали кабана;

                                          - у открытого окна;

                                          - светит круглая луна;

                                          - кошка села у окна…

 

              НО – НО – НО – жду тебя уже давно;

                                          - я иду смотреть кино;

                                          - открываем в сад окно;

                                          - как на улице темно…

 

              НУ – НУ – НУ – полечу я на луну;

                                         - я люблю тебя одну;

                                         - я шагаю по бревну…

 

              НЯ – НЯ - НЯ – в луже плавает свинья;

                                         - я уселся на коня;

                                         - что вам нужно от меня…

 

              МУ – МУ – МУ – молочка налить кому;

                                           - дай тебя я обниму;

                                           - я тебя с собой возьму и т. д.

 

На пятом этапе, когда дети уже научатся подбирать рифму к слогу, задание необходимо усложнить, предложить подобрать рифму уже к целой строчке, но подобрать её так, чтобы она не только складно звучала, но и подходила по смыслу к первоначально заданной строчке:

 

                  Стало солнышко садиться – Не пора ли спать ложиться;

                                                                    - Надоело нам резвиться.

 

 

                  Белка спряталась в дупло – Там и сухо и тепло;

                                                                   - Ей сегодня повезло.

 

                 

                  У открытого окна – Я сижу совсем одна;

                                                     - Обвалилася стена.

 

 

                  Маленькая Зина – Стоит у магазина;

                                                  - В руках её корзина.

 

 

                  Я взяла корзину – Шагаю к магазину;

                                                  - И мчусь по магазину.

 

 

                  Солнце село за горой – Мы отправились домой… и т. д.

 

Дети очень любят играть в дидактическую игру «Подскажи словечко». Это весело и увлекательно. Для разминки беру любые знакомые произведения и читаю, а концовку подсказывают дети:

              

                                    Дядя Стёпа в этот раз

                                    Утопающего … (спас).

      

                                    Кошка – мать животное

                                    Очень … (чистоплотное).

 

                                     Муха по полю пошла

                                    Муха денежку … (нашла) и т. д.

 

Расслабились, царит задор и веселье. И вдруг… Читаю что – то совсем незнакомое. Как быть? Надо подбирать рифму так, чтобы подходила по смыслу. А для этого надо подумать, и подумать серьёзно.

 

Постепенно подошли к шестому этапу. Подбираем рифму по двум заданным словам:

  

                               Луна, одна:

    Светит жёлтая луна,

    Я домой иду одна.

  

                               Давно, кино:

    Собиралась я давно

    Посмотреть это кино.

 

                                Холодно, голодно:

    На дворе зимою холодно,

    А в лесу зверюшкам холодно.

 

                                Лиса, чудеса:

   Чудо – чудо чудеса –

   Пляшет полечку лиса.

 

С каждым шагом задания постепенно усложняются. Предлагаю рассмотреть сюжетную картину,  уточняем, что за сюжет там запечатлён и пытаемся дать рифмованное определение:

 

 - Зайчик, вытянув усы

 Убегает от лисы;

 

 - Дети ходят в детский сад

Много в садике ребят;

  

- Мячик прыгал и скакал

В лапы зайчика попал.

 

Особое значение нужно уделить теме «Сравнение», для того чтобы язык детей был красивым, поэтичным, чтобы они понимали образные выражения.  Нужно как можно больше читать стихов, рассказов, где присутствуют фантастические сравнения. Обязательно комментировать. Постоянно дети вникают и самостоятельно начитают указывать, что с чем в данном случае сравнивается.

 

                                     Темный лес, что шапкой

                                    Принакрылся чудной

                                    И заснул под нею

                                    Крепко, непробудно.

 

                                   …Словно пеленою всё его одело.

 

                                  …Чародейкою зимою  заколдован лес стоит.

 

                                    И деревья, и дворы, и сонные дома

                                   В шубы белые одела Зимушка – Зима.

Зима – она Матушка, потому что заботливая, надела шубы на деревья, дворы и дома, чтобы им не было холодно. Как мама заботилась о своих детях.

На прогулке обратить внимание на что похожи облака, какие они, лёгкие, белые, пушистые, словно вата)

Лёд как стекло, такой же хрупкий. Попробовать его расколоть.

Обязательно вспомнить, что лес заснул на зиму до весны крепко, непробудно.

Речка заснула, затихла подо льдом.

Зима ручейки, озера, реки заковала в крепкий лёд.

Нужно обязательно послушать пение птиц летом и сравнить с поведением их зимой .

                         Словно вата облака – белые, пушистые,

                         А у ёлочки иголки свежие, душистые.

 

Детей необходимо хвалить за каждую правильно подобранную рифму, а в случае неудачи помочь, подбодрить. Детишки очень рады – если у них получается, словно на крыльях летают, у них появляется азарт.

Дети очень любят, когда им читают русские народные или волшебные сказки, с удовольствием слушают рассказы детских писателей.. И чтобы научить их создавать свои интересные сочинения на любую близкую им тему (о семье, о животных, о временах года, о любимых занятиях, о разных забавах и т. д.), можно просто регулярно играть с ними.

- Предложить им побывать писателями и написать произведение для своих младших товарищей;

- Предложить написать письмо другу, в котором будет рассказываться о чём – то, чем хочется поделиться;

- Взять у детей интервью на какую – либо заданную тему, где в качестве репортёра, несомненно, выступает воспитатель.

 

Затем, если постараться, можно придумать очень много. Такие игры  помогут выявить у каждого ребёнка уровень развития внутреннего речевого слуха, как он владеет словотворчеством. Применяет ли в своей речи слова признаки и слова помощники. Использует ли распространённые предложения, хорошо ли чувствует его структуру. Если ребёнок не может в прозе использовать сравнение и образное выражение, то и в рифме он этого сделать не сможет. Неплохо было бы привлечь родителей к развитию у детей словотворчества. Можно эту тему вынести на родительское собрание, и объяснить, какое важное значение она занимает в развитие ребёнка как личности. Можно поместить эту тему в уголок для родителей или в папку передвижку. А вдруг кто – то заинтересуется. Неплохо было бы давать домашнее задание. Например, придумать к заданной строчке рифму или четверостишие по двум опорным словам. Уверяю вас, что без помощи родителей здесь уж никак не обойтись.

Работая с детьми над словотворчеством, прежде всего, мы развиваем мышление, внимание, учим видеть прекрасное. А когда наши детки пойдут в школу, им будет гораздо легче осваивать программу.

Конечно, не все дети будут поэтами, не все научатся складывать слова в рифмы, но красоту окружающего нас мира будут чувствовать и видеть всё. Из них вырастут прекрасные люди.