Активизация выразительности речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, формирует коммуникативную культуру, делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Активизация речи дошкольников1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Активизация выразительности речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». Выполнила: Драган Н.В ., воспитатель I категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 37 «Колокольчик»

Слайд 2

« Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух…Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней» А.С. Макаренко

Слайд 3

Актуальность . В связи с вступлением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в пополнении словарного запаса играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает большую роль на развитие и обогащение речи ребёнка. В рассказах дети познают: и точность слова, в стихах музыкальность и напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями и сравнениями.

Слайд 4

Цель: активизация речи дошкольников посредством художественной литературы Задачи: Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, умение слушать и анализировать. Формировать бережное отношение к книге, умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом. Развивать эмоциональную сферу детей, творчество, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, активизировать словарь. Приобщать родителей воспитанников к процессу семейного чтения, направлять процесс домашнего чтения.

Слайд 5

Чтение художественной литературы Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии дошкольников. Литературное слушание направлено на формирование труднейшего вида речевой деятельности – слушания художественного слова, важная роль которому отводится в ФГОС ДОО. Цель слушания - о богащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса дошкольников, их стремления к самостоятельному общению с книгой.

Слайд 6

Выстраивая систему работы необходимо создать хорошую речевую и развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Развивающая предметно-пространственная среда – «Центр книги», наглядно-дидактические пособия, разнообразные по жанру литературные произведения, диски для просмотра и слушания ; К немаловажному условию решения вопроса активизации речи средствами художественной литературы является вовлечение в работу родителей. Осуществление работы с социумом: с библиотеками, музеями, театрами.

Слайд 7

Для работы по развитию речи необходимо использовать разнообразные методы и приемы: Наглядный метод: приёмы - показ иллюстраций, картин, игрушек, просмотр видеофильмов, оформление выставок одного писателя, использование элементов театрализации.

Слайд 8

Словесный метод СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД: ПРИЁМЫ – ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ПРОСМОТРОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕСКАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ, БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ, ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ.

Слайд 9

Практические методы: ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ И СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ, ЭЛЕМЕНТЫ ИНСЦЕНИРОВКИ, ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Слайд 10

Метод моделирования: Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) используем метод моделирования, который позволяет составлять схематические планы и модели обложек с помощью системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев.

Слайд 11

Заместители жанров – геометрические фигуры: Сказка – круг; Рассказ – прямоугольник; Стихотворение – треугольник; Былина, сказ, легенда – ромб; Очерк – квадрат; Загадка – треугольник с вопросительным знаком .

Слайд 12

Темы чтения замещаются цветом : о Родине красным, о детях – желтым, о природе – зеленым, о животных – коричневым, о приключениях, волшебстве, фантастике – синим или фиолетовым.

Слайд 13

Алгоритм моделирования обложки Первичное восприятие текста произведения (слушание). Определение жанра. (Что слушали?) Определение темы. (О ком или о чем произведение?) Знакомство с фамилией автора. (Кто написал произведение?) Выделение заголовка. (Как озаглавил автор свое произведение?).

Слайд 16

С помощью художественной литературы у детей развивается: 1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним. 2. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание. 3. Умение выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок. 4. Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений. 5. Способность рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций. 6. Память, дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании. 7. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением и без него.

Слайд 17

Результат: Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру, делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной. Целевые ориентиры (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…

Слайд 18

Художественная литература Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация связной речи детей дошкольного возраста посредством рассматривания иллюстраций

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмо...

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.Художественная литература – могучее де...

Публицистическая статья «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке,...

МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». ...