Активизация выразительности речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, формирует коммуникативную культуру, делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух…Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней» А.С. Макаренко
Актуальность . В связи с вступлением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в пополнении словарного запаса играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает большую роль на развитие и обогащение речи ребёнка. В рассказах дети познают: и точность слова, в стихах музыкальность и напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями и сравнениями.
Цель: активизация речи дошкольников посредством художественной литературы Задачи: Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, умение слушать и анализировать. Формировать бережное отношение к книге, умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом. Развивать эмоциональную сферу детей, творчество, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, активизировать словарь. Приобщать родителей воспитанников к процессу семейного чтения, направлять процесс домашнего чтения.
Чтение художественной литературы Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии дошкольников. Литературное слушание направлено на формирование труднейшего вида речевой деятельности – слушания художественного слова, важная роль которому отводится в ФГОС ДОО. Цель слушания - о богащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса дошкольников, их стремления к самостоятельному общению с книгой.
Выстраивая систему работы необходимо создать хорошую речевую и развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Развивающая предметно-пространственная среда – «Центр книги», наглядно-дидактические пособия, разнообразные по жанру литературные произведения, диски для просмотра и слушания ; К немаловажному условию решения вопроса активизации речи средствами художественной литературы является вовлечение в работу родителей. Осуществление работы с социумом: с библиотеками, музеями, театрами.
Для работы по развитию речи необходимо использовать разнообразные методы и приемы: Наглядный метод: приёмы - показ иллюстраций, картин, игрушек, просмотр видеофильмов, оформление выставок одного писателя, использование элементов театрализации.
Словесный метод СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД: ПРИЁМЫ – ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ПРОСМОТРОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕСКАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ, БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ, ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ.
Практические методы: ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ И СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ, ЭЛЕМЕНТЫ ИНСЦЕНИРОВКИ, ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Метод моделирования: Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) используем метод моделирования, который позволяет составлять схематические планы и модели обложек с помощью системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев.
Заместители жанров – геометрические фигуры: Сказка – круг; Рассказ – прямоугольник; Стихотворение – треугольник; Былина, сказ, легенда – ромб; Очерк – квадрат; Загадка – треугольник с вопросительным знаком .
Темы чтения замещаются цветом : о Родине красным, о детях – желтым, о природе – зеленым, о животных – коричневым, о приключениях, волшебстве, фантастике – синим или фиолетовым.
Алгоритм моделирования обложки Первичное восприятие текста произведения (слушание). Определение жанра. (Что слушали?) Определение темы. (О ком или о чем произведение?) Знакомство с фамилией автора. (Кто написал произведение?) Выделение заголовка. (Как озаглавил автор свое произведение?).
С помощью художественной литературы у детей развивается: 1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним. 2. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание. 3. Умение выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок. 4. Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений. 5. Способность рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций. 6. Память, дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании. 7. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением и без него.
Результат: Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру, делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной. Целевые ориентиры (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…
Художественная литература Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-694205-1445539253.jpg)
Активизация связной речи детей дошкольного возраста посредством рассматривания иллюстраций
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857886-1480270045.jpg)
Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....
Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-764465-1699355314.jpg)
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.Художественная литература – могучее де...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-1240903-1587023319.jpg)
Мастер- класс " Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраст посредством художественной литературы"
Делюсь опытом....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-1443129-1670781350.jpg)
Публицистическая статья «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/09/picture-1400342-1649492164.jpg)
МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». ...