Проект " По дорогам сказок"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Ушенко Валентина Петровна

Развитие речи у детей с помощью сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОЕКТ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»

Тема проекта: Развитие речи детей с помощью сказок

Тип проекта: информационно-творческий

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации:долгосрочный с 1.09.2019 г. по 2 .03.2020г.                                                                                                                                                                                                  

Участники проекта: дети 6 -7лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Цель:

Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную сказку в условиях специально организованной образовательной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению ; воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства., возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.

Задачи:

для детей:

Коррекционно-образовательные:

• расширить представление детей о сказках;

• формировать умение детей рассуждать;

• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать

эпизоды сказок;

• обогащать и расширять словарный запас детей.

Коррекционно-развивающие:

• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться

связных высказываний;

• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие

способности;

• развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми

людьми в разных ситуациях;

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

• воспитывать культуру речи.

для родителей:

• способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

• способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;

• развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание

участвовать в ней.

для педагогов:

• развивать творческий потенциал ребенка;

• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе

реализации проекта. 

Ожидаемый результат

  1. Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
  2. Появление познавательного интереса к сказке и русскому народному творчеству.
  3. Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
  4. Высокие стабильно положительные результаты в коррекционной педагогической работе в процессе формирования связной речи.
  5. Творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
  6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»

Актуальность темы.

     Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной

Итоговое мероприятие: Викторина на тему:» Русские народные сказки»

 театрализация сказки «Колобок», участие во всероссийской викторине «Русские народные сказки»

Продукт проекта: Книга авторских сказок

                     

Календарно-тематическое планирование

 

                   

недели

Темы

Сентябрь

1

Воспоминания о лете. Рассказы детей о своих впечатлениях

2

Составление рассказа по картине «Детские забавы летом»

3

Домашнее чтение «Лиса и журавль»

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)

4

Домашнее чтение Заучивание стихотворения об осени

Рассказывание по теме «Осень»

Октябрь

1

Домашнее чтение «Мужик и медведь»

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации. Загадки об овощах.

2

Домашнее чтение «Косточка»

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин

3

Пересказ  «Признаки осени»

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах

4

Пересказ  «Осенняя прогулка»

Чтение и беседа по теме «Осень в лесу»

Ноябрь

1

Пересказ «По грибы»

Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин

2

Пересказ «Кот на прогулке»

Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин

3

Пересказ «Любимое время года»

Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов

4

Пересказ «Осенняя одежда»

Составление описательного рассказа « Что надену осенью»

Декабрь

1

Домашнее чтение «Хаврошечка»

Пересказ русской народной сказки «Хаврошечка» с элементами драматизации

2

Пересказ «Полезная прогулка»

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин

3

Пересказ «Снежные поделки»

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

4

Составление рассказа о проведенных выходных

Пересказ рассказа  «Чья горка лучше»

Январь

1

Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

2

Домашнее чтение Заучивание стихотворения о зиме

Пересказ рассказа  «В зимнем лесу»

3

Пересказ «Помощник»

Составление рассказа «Белоснежная зима»

4

Домашнее чтение Морозко»

Пересказ русской народной сказки «Морозко»

Февраль

1

Пересказ «Теплая кормушка»

Составление описательных рассказов о птицах

2

Домашнее чтение « Пожарные собаки»

Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин

3

Домашнее чтение «Лиса и волк»

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

4

Пересказ «Фантазеры»

Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

Март

1

Пересказ «Талая вода»

Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий

2

Домашнее чтение Заучивание стихотворения о маме

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

3

Пересказ  «Весенняя одежда»

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

4

Пересказ «Строители гнезд»

Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин

Апрель

1

Пересказ  и заучивание стихотворения  «Апрель»

Пересказ рассказа «Апрель» с элементами драматизации

2

Составление рассказа о семье

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья», «Семейный ужин»

3

Пересказ «Весенняя одежда»

Пересказ с элементами драматизации «Весенняя одежда»

4

Домашнее чтение Б. Заходера «Слесарь»

Пересказ сказки «Две косы»

Май

1

Пересказ «Поле»

Рассказывание о временах года

2

Пересказ «Шарик»

Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин

3

Пересказ с элементами драматизации по сказке «Друзья»

4

Составление рассказов по серии сюжетных картин по желанию.

 

    Принципы:

 1. Принцип индивидуального подхода к детям

 2. Принцип сотрудничества — взаимосвязь ребенка и педагога.

 3. Принцип интегративности — взаимосвязь с различными видами деятельности.

 4. Принцип систематичности и последовательности — такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на  ранее полученные.

 5. Принцип доступности — обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.

 6. Принцип проблемного обучения — дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.

 7. Принцип компетентности педагога .

 8. Принцип игровой подачи материала (ведущий вид деятельности — игра).

 Инновационные технологии:

 - личностно - ориентированный подход к детям;

 - личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач);

 - интегрированная система; -

здоровьесберегающие технологии - игровые методы и приемы.

Предполагаемый результат:

 Для детей:

 - умеют определять жанр произведения;

 - запоминают последовательность событий;

 - выделяют основное содержание сказки;

 - выстраивают схему содержания,

 - уверенно манипулируют картами;

 - умеют сочинять сказки коллективно и индивидуально.

 Для родителей:

 Родители понимают важность изучения художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

 Для педагогов:

 Повышение уровня педагогического мастерства

. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам речевого развития дошкольников.

 Этапы реализации проекта I этап проекта – организационный (сентябрь)

  Составление поэтапного плана работы

.∙  Анализ проблемы: как развивать связную речь дошкольников.

∙  Создание банка идей и предложений;

 подбор литературы

.∙  Подбор необходимого оборудования и пособий для практического

∙ обогащения проекта.

 Мониторинг знаний детей

.∙  Анкетирование родителей.∙

 II этап проекта – практический.

 Перспективный план работы по реализации проекта  Определение задач.

∙  Планирование деятельности

.∙  Разработка конспектов занятий, игр

.∙ Для того, чтобы детям было легче освоить  свою работу мы разделили на несколько этапов:

 Первый этап (октябрь) Знакомство детей с жанром литературного произведения – сказкой, еѐ отличиями от других жанров, со структурой сказки – еѐ композицией (зачин, основная часть, концовка). Изготовление вместе с детьми самих карточек.

Второй этап (ноябрь) Проведение подготовительных игр, которые помогут освоить карты.

 Третий этап (декабрь) Знакомство детей с обозначениями карточек.

 Четвертый этап (январь - февраль) Обучение пересказу сказки с опорой на карты Проппа.

 Пятый этап (март, апрель, май) Обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

 III этап проекта – заключительный

 - Обсуждение итогов и анализ работы. Рисками данного продукта были: затруднение запоминания обозначений карт, выстраивания с помощью них сюжетной линии. Преодолением рисков была опора на такие принципы, как:  создание условий, способствующих социализации детей в позитивном ключе;∙  использование видов деятельности.

                                                           

Литература

 1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.

 2. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.

 4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г. 5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с.

 5. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.

6. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с. 8. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "По дорогам сказок"

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспит...

Презентация проекта"По дорогам сказок"

Проект по театральной деятельности « По дорогам сказок», целью которого было развивать творческие  способности  и духовно-нравственные качества у дошкольников по  средствам  театра...

Проект "по дорогам сказок"

У каждого из нас внутри талант таитьсяИ очень важно в детстве дать ему раскрыться...

Проект "По дорогам сказок Чуковского"

Разработанный мной проект развивает коммуникативные способности детей  дошкольного возраста, развивает свзную речь, памть ,развивает творческие способности детей при драматизации отрывков из прои...

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...

Проект " По дорогам сказок"

Содействовать развитию познавательной  сферы  детей, обогащать словарь....

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...