Учим ребёнка пересказывать. Рекомендации для родителей и педагогов.
консультация по развитию речи

Урбанова Инна Германовна

      УЧИМ  РЕБЁНКА  ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ



      Как нужно учить пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми?

     Нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?


     В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что образовательная деятельность в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в неделю. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.


     

Зачем же  нужно учить детей пересказу?


В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:

✔Обогащается и расширяется словарь;
✔Формируются навыки словоупотребления;
✔Усиливается языковое чутье;
✔Внимание и интерес к образному слову.

Развиваются все психические процессы:

✔Внимание (умение внимать);
✔Память (запоминание текста);
✔Мышление (логика изложения).

Возрастает роль произвольно- волевых процессов:

✔Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.



   Какое произведение 
брать для пересказа? Почему?

    Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст, например, вот такое произведение Ушинского «Лошадь».
Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.

В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:

 

  •  учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;

 

  •  передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

 

  • излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.


Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.

САМЫЕ  ЧАСТЫЕ  ВОПРОСЫ  РОДИТЕЛЕЙ:

 Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?

 Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.

 Что нужно делать после чтения текста?

 Конечно, побеседовать о прочитанном.

 Какие  задавать вопросы?

 Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.

Побеседовали, надо сразу пересказывать текст с ребенком?
 

  •  Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.
  •  При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.
  •  Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.
  •  Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать.
  •  Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий  вопрос.   
  •  Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.

 

 НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЮЩЕЕ:

-Дорогие родители,  давайте поиграем. Проведем небольшое занятие.

Итак....

 -Ребята послушайте интересную сказку!

       (Читаю сказку)
         Далее вопросы:

  •  Как называлась сказка?

 

  •  Что при встрече сказала Лиса Раку?

 

  •  Как Рак ответил Лисе?

 

  •  Каким голосом говорила Лиса? Рак?

 

  •  Что сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?

 

  •  Когда Рак отцепился от Лисы?

 

  •  Что услышала Лиса от Рака?


-Молодцы ребята, вы хорошо отвечали на вопросы!

(Проводиться физминутка с родителями)

- Ребята, а теперь послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить.

Читаю сказку и предлагаю родителям рассказать.

(Кому-то одному и по ролям.)

-Молодцы ребята рассказали хорошо!

- Что узнали нового?

Спасбо за встречу!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "УЧИМ РЕБЁНКА ОБЩАТЬСЯ И… УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С НИМ!"

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но…...

Учим ребёнка пересказывать. Консультация для родителей

В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Н...

Консультация для педагогов " Учим ребёнка общению".

С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в сфере общения....

Консультация для родителей «Полезные советы для родителей: как учить ребёнка рисовать»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11957274","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"399","width":"480"}}]]...