Главные вкладки

    Учим ребёнка пересказывать. Рекомендации для родителей и педагогов.
    консультация по развитию речи

     Урбанова Инна Германовна

          УЧИМ  РЕБЁНКА  ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ



          Как нужно учить пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми?

         Нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?


         В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что образовательная деятельность в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в неделю. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.


         

    Зачем же  нужно учить детей пересказу?


    В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:

    ✔Обогащается и расширяется словарь;
    ✔Формируются навыки словоупотребления;
    ✔Усиливается языковое чутье;
    ✔Внимание и интерес к образному слову.

    Развиваются все психические процессы:

    ✔Внимание (умение внимать);
    ✔Память (запоминание текста);
    ✔Мышление (логика изложения).

    Возрастает роль произвольно- волевых процессов:

    ✔Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.



       Какое произведение 
    брать для пересказа? Почему?

        Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст, например, вот такое произведение Ушинского «Лошадь».
    Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.

    В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:

     

    •  учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;

     

    •  передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

     

    • излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.


    Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.

    САМЫЕ  ЧАСТЫЕ  ВОПРОСЫ  РОДИТЕЛЕЙ:

     Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?

     Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.

     Что нужно делать после чтения текста?

     Конечно, побеседовать о прочитанном.

     Какие  задавать вопросы?

     Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.

    Побеседовали, надо сразу пересказывать текст с ребенком?
     

    •  Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.
    •  При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.
    •  Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.
    •  Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать.
    •  Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий  вопрос.   
    •  Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.

     

     НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЮЩЕЕ:

    -Дорогие родители,  давайте поиграем. Проведем небольшое занятие.

    Итак....

     -Ребята послушайте интересную сказку!

           (Читаю сказку)
             Далее вопросы:

    •  Как называлась сказка?

     

    •  Что при встрече сказала Лиса Раку?

     

    •  Как Рак ответил Лисе?

     

    •  Каким голосом говорила Лиса? Рак?

     

    •  Что сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?

     

    •  Когда Рак отцепился от Лисы?

     

    •  Что услышала Лиса от Рака?


    -Молодцы ребята, вы хорошо отвечали на вопросы!

    (Проводиться физминутка с родителями)

    - Ребята, а теперь послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить.

    Читаю сказку и предлагаю родителям рассказать.

    (Кому-то одному и по ролям.)

    -Молодцы ребята рассказали хорошо!

    - Что узнали нового?

    Спасбо за встречу!

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "УЧИМ РЕБЁНКА ОБЩАТЬСЯ И… УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С НИМ!"

    Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но…...

    Учим ребёнка пересказывать. Консультация для родителей

    В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Н...

    Консультация для педагогов " Учим ребёнка общению".

    С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в сфере общения....

    Консультация для родителей «Полезные советы для родителей: как учить ребёнка рисовать»

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11957274","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"399","width":"480"}}]]...