Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий - друдлов
    методическая разработка по развитию речи

    Галкина Мария Ивановна

    С целью поиска инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышению профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому развитию разработан данный проект

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для педагогов

     «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий - друдлов

    Цельпоиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому развитию.

    Задачи:
    1. Вовлечь каждого педагога в творческий поиск по составлению синквейна и отгадыванию друдлов.

    2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.

    3. Способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике, в педагогической деятельности.

    Участники: педагоги ДОО.

    Форма проведения: мастер-класс.

    Оборудование: дидактические игра по развитию речи.

    Материалы для изготовления дидактической игры: круг, вырезанный из цветного картона формата А3, распечатки с изображением эпизодов из сказок и сказочных героев в цветном варианте, друдлы-картинки в черно-белом варианте, сказочный персонаж –Емеля, спрятанный под шляпой Незнайки, ступой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, с носом Буратины с корзинкой от Красной Шапочки.

    Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

    Прогнозируемый результат мастер-класса:

    • повышение профессиональной компетентности педагогов;
    • внедрение в образовательный процесс воспитателями методов и приёмов активизации интеллектуальных и творческих способностей детей.

     

    Ход мероприятия:

    Вводная часть

    Педагог - коллегам: Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте вашему вниманию представить дидактическую игру «Путешествие в мир сказок» с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий-друдлов.

    Уникальность данной игры заключается в том, она дает неограниченное пространство для фантазии, воображения и творчества: стимулируют мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность, развивает речь ребенка.

    Итак, немного теории…. Что же такое синквейн?

    Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США. В начале XX века Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

    Существуют определенные правила написания синквейна.

    Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

    Правила написания синквейна.

    1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

    2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

    3. Третья строка – три слова, слова - действия, описывающие действия в рамках темы. Отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

    4.Четвертая строка – четыре слова; ребенок составляет предложение из 4 слов, выражает свое мнение о затронутой теме.

    5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

    Пример:

    1. Лиса.

    2. Рыжая, пушистая.

    3. Ловит, охотится, крадется.

    4. Хитрая лиса охотится на зайца.

    5. Дикое животное.

    А что же такое друдлы? Как они работают?

    Понятие «друдл» пришло к нам из английского языка. Это комбинация из трех слов: Doodle – каракули, drawing – рисунок, riddle – загадка. Другими словами графическая головоломка, имеющая множество вариантов ответов. Это интересное изобретение придумал американский автор-юморист Роджер Прайс (США) в 1953 году.

    Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Если получится увидеть в картинке - друдле то, чего не видят другие, то человек является обладателем оригинального творческого мышления!

    Например: Игра «Дорисуй картинку»

    Детям предлагается рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать или рассказать, что именно они увидели в исходной картинке. Варианты ответов: спутник, солнышко, НЛО, пуговица на одежде. А если перевернуть? Если дорисовать еще один элемент? (Если дорисовать, то получится человечек.)

    Основная часть

    Педагог - коллегам: Уважаемые коллеги, так как мы с Вами педагоги, и непросто педагоги, а педагоги-дошкольники, мы просто обязаны уметь смотреть на мир глазами детей и говорить с воспитанниками на одном языке. Поэтому предлагаю забыть на время о том, что мы взрослые и отправиться в путешествие в «страну, которой нет на глобусе», в страну сказок.

    «Двери в сказку отворяем,

    Всех к ней в гости приглашаем»

    Первое задание

    Игра «Угадай чей портрет и сочини синквейн?»

    (На доске плакат со сказочным персонажем, спрятанным под шляпой Незнайки, юбкой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, сапогами (обувью) Кота в сапогах и с корзинкой от Красной Шапочки.

    Педагог - коллегам: Наш сказочный герой спрятан под предметами, принадлежащими другим сказочным персонажам, ваша задача, убрать лишние, совершенно ненужные ему вещи. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки, вспомнить песни и эпизоды из сказок, реплики героев.

    1) Он странным образом родился:

    Из полена появился.

    Длинный нос, колпак... Узнали?

    Как же мальчика назвали?

    (Снимаем с плаката нос.)

    – А самая выдающаяся его часть его лица? (Буратино, нос.)

    2) Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты”

    – Кому принадлежит эта песня? (Кот Леопольд.)

    – По какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту).

    (Снимаем с плаката бант.)

    3) Звучит песня Красной Шапочки

    – Девочка пела в темном лесу:
    – Бабушке я пирожки принесу!
    Шапочка – словно малина!
    Наверное, это Мальвина? (Нет, это 
    Красная Шапочка.)

    – И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка).

    (Снимаем с плаката корзинку.)

    4) – А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу:

    – В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.

    – Догадались, кто это? (Незнайка.)

    – А самая выдающаяся его часть одежды? (Шляпа.)

    (Воспитатель снимает с плаката шляпу.)

    5) Звучит куплет частушек от Бабок - Ёжек.

    – Это из моего любимого…. Отвечайте, кто поет? (Бабки-Ежки.)

    – А каким летательным аппаратом пользовалась Баба-яга?

    (Воспитатель снимает с плаката изображение ступы.)

    – Так, и кто же это у нас получился?

    По первому морозцу,
    По первому снежку
    Кто на печке едет,
    Лёжа на боку
    ? (Емеля.)

    Педагог - коллегам: Пришло время поупражняться в составлении синквейна. А вот и сказочный персонаж – Емеля!

    1. Кто? Емеля
    2. Емеля какой? Глупый, ленивый… (Добрый, смешной. Веселый, наивный.)
    3. Что делает? Ловит, спит, едет, жалеет.
    4. Емеля поймал говорящую щуку…. Емеля пожалел волшебную щуку.
    5. Добрый герой.

    Игра-задание с друдлами «Узнай и дорисуй героя сказки!»

    Педагог: Уважаемые коллеги, предлагаю рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать и рассказать, что именно вы увидели в исходной картинке. Другими словами, назвать сказку и угадать сказочного персонажа, сочинить синквейн - загадку про него. Предложить коллегам отгадать героя сказки. В помощь педагогам предлагаются картинки-подсказки.

    Заключительная часть.

    Педагог - коллегам: В заключение хотелось бы всем присутствующим пожелать творческих успехов, креативных идей и больших достижений. Спасибо за внимание!

    4

    5

    6

    7


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

    Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

    Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии:мнемотехника, коллажи "Путешествие в страну здоровья"

    Конспект на тему: "Путешествие в страну здоровья".  Приобщает детей к здоровому образу жизни, закрепляет и обобщает представления детей о витаминах, какую роль они играют в жизни человека. Воспит...

    Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

    Мастер-класс, который имеет цель формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге , как средстве развития творчества детей старшего дошкольного воз...

    Тема: «Не играй с огнём» (занятие – развлечение для детей старшего дошкольного возраста и использованием соревновательно – игрового метода)

    Цель.Закрепить элементарные знания и умения в поведении детей при возникновении пожара.Задачи.Продолжать формировать у детей понятие «пожарная безопасность».Закреплять знания о:- причинах возникновени...

    Викторина «Путешествие в страну сказок» для детей старшего дошкольного возраста

    Цель.Закрепление представления детей о жанре «сказка», создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения посредством художественной литературы....

    Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».

    Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста...