Консультация на тему: «Чтение сказок, как одно из условий развития речи»
консультация по развитию речи

С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром литературы. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Чтение сказок, как одно из условий развития речи»

С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром литературы. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый.

К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Взрослый сопровождает чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса, теми, интонацию, вовлекает детей в действие сказки. Например, при рассказывании Репки со словами «тянут-потянут» он обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней фразе: «Вытянули репку!» — шутливо его опрокидывает. Как показывает педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в действии сказки. Дети третьего года жизни способны участвовать в игре- драматизации, то есть импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с тем или иным движением, действием.

Рассматривая вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить внимание на изображаемые персонажи, например, повторить с малышами как умывается котенок, как он изгибает спинку, спит, играет с бантиком, мяукает. В таких упражнениях начинается развитие простейшего умения – соединять движения и звук. Данные упражнения на движения и произнесение слов целесообразно проводить после чтения потешек, сказок, стихотворений.

Дети также вовлекаются в совместное рассказывание сказки, когда воспитатель говорит начало предложения, а малыши его заканчивают. Сначала взрослый рассказывает сказку, затем детям надеваются шапочки или элементы костюма (платочек, шапку, бантик и т.п.). Использование детских игрушек, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для таких сюжетных инсценировок приводит к научению самостоятельного рассказывания в дальнейшем.

Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, формируется у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.

Детские сказки помогают расширить словарный запас, строить связную речь. В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.: обогащается и расширяется словарь; формируются навыки словоупотребления; развиваются все психические процессы: Внимание (умение внимать); Память (запоминание текста); Мышление (логика изложения). Возрастает роль произвольно- волевых процессов: усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст. После просмотра или чтения сказки необходимо провести беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Систематическое чтение, рассказывание и показ сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывания сказок и рассказов.

Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальне а значит, станет более счастливым...

Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно?

Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка, если Вас смущает множество моментов в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда Ваш ребенок немного подрастет.

(от 1 до 3 лет): -«Курочка Ряба»; «Колобок»; «Репка», (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова); «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр. М. Булатова); «Маша и медведь», (обр. М. Булатова); (М. Моцуорек) "Про бегемота, который боялся прививок"; «Три поросенка», цикл стихов "Мой щенок" (С.Михалков); "Что такое хорошо и что такое плохо" (В. Маяковский); «Я иду в детский сад" (К. Овсепян); "Маша-растеряша" (Л. Воронкова) и др.

(от 3 до 4 лет): - «Бычок – черный бочок, белое копытце» ( обр. М.Булатова); «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой); «Цыпленок» – К. Чуковский; «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка; «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы); «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова); «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов; «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской); «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова); «Перчатки» - С. Маршак; «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин и др.

(от 4 до 5 лет): - «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский; «Бодливая корова» - К. Ушинский; «Журка» - М. Пришвин; «Три поросенка» (перевод С. Маршака); «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова); «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова); «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький; «Телефон» - К. Чуковский; «Зимняя сказка» - С. Козлова; «Федорино горе» - К. Чуковский; «Бременские музыканты» - братья Гримм; «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен); «Колобок – колючий бок» - В. Бианки; «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев и др.

(от 5 до 6 лет): - «Царевна – лягушка» (обр. Булатова); «Хлебный колос» - А. Ремизов; «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк; «Финист – ясный сокол» - р.н.сказка; «Случай с Евсейкой» - М. Горький; «Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака); «Серебрянное копытце» - П.Бажов; «Доктор Айболит» - К. Чуковский; «Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов; «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро; «Доверчивый ежик» - С. Козлов; «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого); «Дюймовочка» - Х. Андерсен; «Цветик – семисветик» - В. Катаев; «Тайна третьей планеты» - К. Булычев; «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков; «Собачкины огорчения» - Б.Захадер; «Сказка про трех пиратов» - А. Митяев и др.

(от 6 до 7 лет): - «Лиса и медведь» (Мордовская); «Война грибов с ягодами» - В. Даль; «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен; «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен; «Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой; «Кот на велосипеде» - С. Черный; «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин; «Конек – горбунок» - П. Ершов; «Спящая царевна» - В. Жуковский; «Господин Ау» - Х. Мякеля; «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен; «Всяк по-своему» - Г. Скребицкий; «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин; «Денискины рассказы» - В. Драгунский; «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин; «Мороз Иванович» - В. Одоевский; «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм; «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц; «Золотой ключик» - А.Н.Толстой; «Гарантийные человечки» - Э. Успенский; «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский; «Слоненок» - Р. Киплинг; «Аленький цветочек» - К. Аксаков; «Цветик – семицветик» - В. Катаев; «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для МО воспитателей «БЕСЕДА – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Консультация для МО воспитателей «БЕСЕДА – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...

Консультация на тему: «Лепка из соленого теста, как способ развития речи дошкольников»

Хочется отметить, что для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика – лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой ...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность – как одно из средств развития речи детей»

В ведущем виде деятельности – игре важное место занимают театрализованные игры. Здесь дети учатся активно расширять свой словарный запас, овладевать умением выполнять определённые роли. В старше...

Консультация для родителей на тему «Теневой театр как одно из средств развития речи детей»

Практический материал для родителей для создания домашнего теневого театра....

Консультация на тему: «Чтение сказок, как одно из условий развития речи»

Консультация на тему: «Чтение сказок, как одно изусловий развития речи»...

Консультация на тему Влияние малых форм народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста

Для ребёнка в три  четыре года жизни очень важно общение с детьми своего возраста. Особенно в нынешних условиях жизни, когда большинство семей имеет по одному ребёнку. И не столько для игр и...

Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды, как условие развития речи детей с ОНР"

Развивающая    предметно- пространственная среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается,  как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ре...