Моршанск
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пономаренко Татьяна Викторовна

НОД по развитию речи в старшем дошколькольном возрасте о  любимом городе Моршанск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._nahodka.docx71.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №11 «ЧЕБУРАШКА»  

Конспект НОД по речевому развитию:

«Любимый Моршанск»

Группа детей общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет  

                                                                                    Воспитатель:  Пономаренко Т. В.

                                                       Г. Моршанск

         

Цель: обогащение представлений детей о городе Моршанске.

Образовательные задачи:

- закрепить и обогатить знания детей об истории города,  об его достопримечательностях;

- учить детей отвечать на вопросы полным ответом;

- познакомить с историей возникновения Троицкого собора;

- продолжать учить детей заполнять мнемотаблицу и составлять рассказ;

- формировать умения целостно и эмоционально воспринимать  стихи

- обогащать словарный запас,  за счёт новых имён существительных: герб, якорь и прилагательных: суконная, бумажная, махорочная, мыловаренная;

Развивающие задачи:

 -развивать речевую активность детей;

-развивать интерес к истории г. Моршанска;

-развивать воображение и творческие способности детей.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к своему городу;

- воспитывать положительное взаимоотношение между воспитанниками;

Оздоровительные задачи:

- создать эмоционально-положительный настрой

Образовательные области:

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• социально-коммуникативное развитие;

• физическое развитие.

Материал: презентация, мнемотаблица

Предварительная работа: экскурсия по улицам города, экскурсия в музей,

чтение художественной литературы о Моршанске, рассматривание карты.

Ход ООД

Организационный момент:

         Встаньте  дети,  встаньте  в круг,

         Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

         Влево, вправо  повернитесь

         И  друг  другу  улыбнитесь.

          Руки  к  солнцу  протянули,

          Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

          С  этим  лучиком  в  груди

         Ты  на  мир  ясней  гляди.

Педагог: Ребята я знаю, что вы очень любите играть. А в какие игры вы любите играть? (ответы)

Педагог: Молодцы! Много вы назвали игр. Ребята, мне нравятся многие игры. А больше всех игра «Путешественники». Вы знаете, кто такие путешественники»? (ответы детей)

Педагог: Чтобы стать путешественником нужно много знать, много уметь, быть выносливыми. А вы хотите стать путешественниками? (ответы детей)

Педагог: Сейчас я проверю, можно ли с вами отправляться в путь? Для этого нужно выполнить задание. Отгадать кроссворд.  Тогда вы узнаете, куда мы с  вами отправимся в путешествие.

Первое задание

- В какой стране мы с вами живём? (ответы)

Слайд

-Покажите её на карте?

В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица России? (ответы)

-Покажите её на карте

-Как называется главный город Тамбовской области? (ответы)

 Слайд

  Покажите его на карте.

-В каждой стране есть герб. Что изображено на гербе России? (ответы)

Слайд

-Покажите герб России

-Кроме герба, какой символ ещё есть в России? (флаг)

Какого цвета флаг? (ответы)

Педагог. В нашей стране протекает много рек. Какая самая большая река протекает в нашей стране? (ответы Обь)

Слайд

Покажите её на карте.

Слайд

- Какая река протекает в нашем городе? (ответы)

Слайд

-Назовите известного поэта нашего города? (Иван Шамов)

Педагог: Вот  вы и выполнили задание, отгадали кроссворд. Теперь прочитаем,  какое получилось слово (Моршанск)

Значит, мы с вами отправимся в прошлое, какого города? (ответы Моршанск)

Чтение стихотворения.

Мой город утром из тумана

Встаёт над тихой речкой Цной

В откосах ивы – великаны

Всю ночь хранят его покой.

Он для истории обычный

Рабочий, пахарь и солдат,

До красоты далёк столичной,

Но для меня – отец и брат

- О каком городе говорится в этом стихотворении? (ответы)

-А почему вы думаете, что о г. Моршанске? (ответы)

      Садятся в машину времени и попадают в прошлое.

На слайде появляется изображение купца.                        

Он говорит с экрана.

Купец: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы, не за товаром ли пожаловали? (ответы)

Кто вы такие? (ответы: путешественники)

Тогда  вы должны знать кто я такой.

Педагог: Дети как вы думаете, кто это? (ответы)

Купец:  Раз вы путешественники вы должны многое знать о прошлом г. Моршанска. Ну-ка,  расскажите о рождении г. Моршанска? (ответы)

Слайд

Дети:  Очень давно возникло поселение людей, которое называлось Морша. В начале люди пользовались дарами природы. Они ловили рыбу, охотились, собирали мёд у диких пчёл. А потом научились обрабатывать землю: сеять зерно, собирать урожай. Производить человек стал больше, чем мог потреблять, поэтому излишки шли на продажу. В нашем крае были хорошие условия для развития торговли. Торговали с Москвой, Петербургом и другими городами.

Купец:

Слайд

Да правильно. В нашем крае были хорошие условия для развития торговли, не только сухопутные, но и речные. По реке мы купцы тоже переплавляли товар.

А что вы можете рассказать о реке Цне? (ответы)

Слайд

Дети: Река Цна стала важным торговым путём. Цна была судоходной, глубокой, по ней ходили различные баржи, суда. Чтобы баржи свободно проходили, реку в районе Морши регулярно чистили и углубляли. По реке перевозились различные грузы: хлеб, сало, вино, мёд, ткани. Всё это купцы доставляли в крупные города: Москву, Новгород, Петербург. На ярмарках, базарах других городов продавали гораздо дороже, чем в селе Морша. Это было выгодно. Купцы богатели, богатело и село Морша.

В селе Морша действовали суконная, бумажная, махорочная, мыловаренная фабрики.

Купец.

Кто же переименовал село Морша в г. Моршанск? (ответы)

Слайд

Дети:  16 сентября 1779 г. Указом императрицы Екатерины II село Морша было переименовано в город Моршанск.

На экране фото императрицы.(голос)

 «Все милостивейше повелеваю исполнить указ:  сёла Кирсаново и Моршу                                                                          Тамбовской губернии переименовать в  города: Кирсанов и Моршанск»      
                                                                                                    Санк -Петербург

                                                                                                                                                                                                          Сентябрь 1779 года

                                                         

Педагог. Об этом событие хорошо говорится в стихотворении:

Моршанск – селом когда-то был

Потом торговым центром слыл:

От пристани в сезон базаров

Сплавлялось множество товаров.

Провинциальный городок

Он шире стал, он стал высок.

Переплелись в нём времена

День нынешний и старина.

Ты был основан царским повеленьем,

Екатерины перст лёг средь лесов,

Прошли года, века, как будто бы мгновенья.

Мы чтим традиции и дедов и отцов.

Физкультминутка.

Игра «Петушиные бои»

Купец: В каждом городе много улиц

Родные улицы Моршанска

И переулков тишина

Моя любимая сторонка

Купцов старинные дома

Купец: Как называется главная улица в городе? (ответ: Интернациональная))

Слайд

Купец: А вы знаете, как она называлась  в моё время? ( ответ: Тамбовской)

Купец: Какая улица в г. Моршанске самая старая? (ответ: Свободная)

А как раньше она называлась ? ( ответы: Набережная. Здесь  селились крестьяне, образуя вдоль берега Цны, первую улицу села Морша.

Слайд

 Дома на  улицы были деревянными, обращёнными окнами к реке)

Купец: Ребята, а как вы думаете, здания которые были в моё время сохранились до вашего времени?  (ответы: да сохранились)

 Рассматривание макетов зданий историко-художественного музея, Дома творчества,  Красной аптеки, городской библиотеки.

 Педагог: Здание музея одно из красивейших зданий города. Оно принадлежало купцам братьям Кавериным. Они использовали дом под магазин.

Здание Дома творчества принадлежало богатому купцу Попову.

В здании Красной аптеки на первом этаже размещался магазин «Дамские шляпки», на втором –  гостиница.

Где сейчас находится городская библиотека, там размещался банк. Это двух этажное здание, которое украшает 6 колонн и ажурный балкон.

Все эти здания были построены зажиточными людьми купцами, фабрикантами.

Слайд (герб)

 

Педагог: В  1781 году был высочайше утвержден герб Моршанска. В верхней части гербового щита изображен герб губернского города Тамбова: на голубом поле – улей с тремя вылетающими из него золотыми пчелами; в нижней – два скрещенных якоря на синем фоне, знак того ,что всем в городе находится спокойная для выходных судов пристань. Это был один из красивейших гербов России.

Коллективная аппликация: Герб  г. Моршанска.

 (Дарят купцу.)

Слайд

Купец. Я  вам хочу подарить на память вот эту картину.

Что на ней изображено?  (ответ:Троицкий собор)

 Пусть эта картина украшает вашу группу.

Купец. Среди архитектурных памятников города своим величием выделяется Троицкий собор.  Построен на берегу реки Цны, виден со всех сторон города. В 1836 г приступили к постройке храма. 20 лет строили собор.

Храм величественный строгий,

 Глядит на город с высоты,

Нас удивляет и волнует

То возрожденье красоты.

Педагог.  Предлагаю  вам заполнить  мнемотаблицу, для этого вам нужно вспомнить всё, о чём мы сегодня беседовали.(Дети заполняют самостоятельно мнемотаблицу) 

А теперь проверим, что у вас получилось!

(Дети по мнемотаблице рассказывают о возникновение г. Моршанска)

А теперь нам пора возвращаться в детский  сад.

(Садятся в машину времени. Попадают в детский  сад).

Итог. Ребята, с кем мы сегодня познакомились?

 Что узнали?

Что увидели?

 Что делали?

 Вам понравилось?

До новых путешествий в прошлое  г. Моршанска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда МБДОУ № 19 "Золушка" г.Моршанска Тамбовской области

Наше ДОУ приняло участие  в городском конкурсе на эту тему и заняло 3 место. Желаю удачи....