Конспект занятия по ФГОС Посуда
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Терещенко Любовь Валериевна

Конспект образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе

На тему: «Составление описательного рассказа

о предметах посуды»

 

Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда». Формировать умение составлять описательный рассказ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_zhs.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе

На тему: «Составление описательного рассказа

о предметах посуды»

Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда». Формировать умение составлять описательный рассказ

Задачи:
- Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять короткий описательный рассказ о предметах  посуды с опорой на схему;

- Продолжить работу над обогащением и уточнением словаря, названиям частей посуды; названия предметов посуды, образованные по аналогии слова (сахарница и т.д);

- - Развивать зрительное внимание, речевой слух, координацию речи с движениями;

- Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.

Предварительная работа: беседы, дидактические игры по теме «Посуда», рассматривание иллюстраций; рассматривание посуды из разного материала; чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»,

Оборудование:  иллюстрации с изображением посуды, с изображением Федоры, мяч, схема, магнитная доска.

Методы и приёмы: словесный – составление описательного рассказа, вопросы, отрывок из сказки; наглядный – иллюстрации, схема; практический – физминутка, речевые игры «Назови ласково», «Какая посуда»

1.Огранизационный момент:

-Ребята, посмотрите, здесь какой-то конверт. Как вы думаете, что в нем?

Раз письмо оказалось в нашей группе, то, наверное, оно адресовано нам. Хотите узнать, что в нем? Давайте посмотрим, что же написано в письме.

«Дорогие мои ребята, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла, да и убежала в лес. Убежала и возвращаться не хочет. Помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду домой».

-Ребята, а вы помните, в какой сказке посуда ожила и убежала?

- Как называлась сказка?

- Кто написал эту сказку?

- Как здорово, что вы это знаете! Как вы думаете, от кого письмо мы получили?

- Почему от Федоры ушла посуда? (Посуда была чистая? Пыльная? Где хранилась? Целая или треснутая?)


Дети: Она ее

- не мыла,

- не чистила,

- запылила,

- плохо хранила ее,

- часто разбивала.

Воспитатель: Да, Федора совершенно ничего не знала о посуде, не умела правильно с ней обращаться, вот и убежала посуда от неё.

- Что делать?

- Ребята, что нам сделать, чтобы услышать мнение каждого? (……..) Для этого я предлагаю воспользоваться волшебной палочкой. Эта палочка нам поможет общаться, не перебивая друг друга. А правило очень простое, у кого в руках палочка, тот и говорит, остальные внимательно слушают товарища и не перебивают.

- Мы можем помочь Федоре вернуть посуду?

- Хотите помочь Федоре вернуть посуду домой?

- Как можно помочь Федоре? (дети высказывают свои мнения)

- Может, надо Федоре подсказать, как правильно обращаться с посудой? Аккуратно, ласково?

Дети высказываются, передавая палочку друг другу. В процессе беседы напоминаю детям о соблюдении правила «волшебной палочки».

- Здорово! Как много хорошего вы предложили!

Вот вы предложили ласково называть посуду.

- Покажем пример, как это можно сделать?

Игра «Назови ласково» (с мячом) (совершенствование грамматического строя речи: образование имен сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами).

– Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Назови ласково». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как называем ласково. Надо включить голосовое сообщение Федоре и отослать ей. Научим Федору ласково называть свою посуду?

Ложка -ложечка.

Тарелка – тарелочка.

Кастрюля - кастрюлечка.

Сковорода -сковородочка.

Чашка -чашечка,

Стакан –стаканчик.

Блюдце – блюдечко.

- Вы внимательные и сообразительные!

- Вот и научили мы Федору ласково называть свою посуду. Стоп! Внимание! Слышали? Пришло сообщение от нашей героини! Хотите посмотреть?

Видеозапись

 «Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои,

Вы пойдите-ка немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

 Словно, солнышко сиять.

- Ребята, посмотрите, как много разной посуды есть. За ней же надо ухаживать и где-то хранить. Чтобы правильно это делать, надо внимательно посмотреть на посуду и разделить на группы, в зависимости от того, для чего она предназначена.

Задание

На столе много картинок с изображением посуды. Нам надо разделить их на группы.

Если дети затрудняются, выставляю 3 картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду

- Как называют посуду в которой готовят еду и напитки?

В ней варят, жарят, пекут, кипятят… КУХОННАЯ (кастрюля, сковорода, чайник, формы для выпекания, дуршлаг, горшочек…)

- Как называется посуда, которую мы ставим на стол, когда принимаем пищу, посуда из которой мы едим?

 СТОЛОВАЯ (тарелки глубокие и мелкие, супница, салатница, хлебница, солонка, перечница, салфетница)

- Как называется посуда, которую мы ставим на стол, когда пьём чай?

ЧАЙНАЯ ( чайные пары, кружки, стаканы, чайник заварочный, сахарница, маслёнка, конфетница, ваза для варенья, сырница…)

- Какие СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ вы знаете, т.е. с помощью этих приборов мы кушаем (ложки, вилки, ножи)

Дети возле столов выполняют задание.

Итак, выберете картинки, где изображена

Кухонная посуда….

Столовая посуда….

Чайная посуда….

Столовые приборы...

- Хорошо!

- Чему мы научили Федору? (Определять посуду по назначению. Давайте для Федоры уточним: посуда делится на кухонную, столовую и чайную).

Речевая игра: «Какая посуда?» (в кругу)

Ребята, а вы замечали, что посуду делают из разных материалов?

Например, из дерева. Ещё из какого материала производят посуду?

(из металла, стекла, пластмассы и т.д)

- Я буду называть из чего сделана посуда, а вы будете говорить какая посуда?

Например, тарелка из глины (какая?) – ГЛИНЯНАЯ 

Воспитатель - Дети
Миска из дерева – деревянная миска
Нож из металла – металлический нож
Конфетница из хрусталя – хрустальная конфетница
Горшочек из глины - глиняный горшочек
Чайник из стекла – стеклянный чайник
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка
Ложка из серебра – серебряная ложка
Поднос из пластмассы - пластмассовый поднос

Ложка из металла – металлическая ложка

 Сковорода из чугуна – чугунная сковорода

- Мне кажется, пора размяться! Получиться у вас сымитировать посуду? Хотите? Начинаем!

Физминутка: 

Вот большой стеклянный чайник, (Дети «надувают» живот),

 Очень важный, как начальник. (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик).

Вот фарфоровые чашки, (Приседают, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг).

Только стукни-разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой,)

Вот пластмассовый поднос- (вытянуть руки вперед, сомкнуть пальцы)

Он посуду нам принёс. (пригласительный жест)

Составление описательного рассказа о посуде

– Ребята, сейчас я предлагаю для бабушки Федоры придумать рассказ о любом предмете посуды.

- Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему.

- Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о посуде.

- Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.
- Итак
(воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы назовём что это? З

- Затем расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она величины, потом узнаем, из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить.

- Что это?

- Какого цвета?

- Какого размера?

- Из каких частей состоит?

- Какая по назначению? (кухонная, столовая, чайная, столовый прибор)

- Для чего она нужна?

Это чайник. Он большой, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.

- Ребята, мы составили хорошие рассказы!

- Что нам помогло составить красивые рассказы о посуде? Схема! А как помочь Федоре запомнить правила обращения с посудой? Может, все вместе составим схему?

- Ставить посуду на свои места (полочка)

- Мыть (кран с водой)

- Чистить (Губка)

- Бережно, аккуратно относиться (сердечко)

- Наверно Федора поняла, как правильно обращаться с посудой. Вот и сообщение от неё!

Видеозапись:

 «Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Рефлексия

-Ребята, какое доброе дело сегодня мы сделали? (помогли Федоре вернуть посуду домой).

- Что для это мы предложили делать Федоре?

-Мы сегодня с вами рассказали Федоре какой разной бывает посуда- по размеру, по назначению, по материалу, из которого она изготавливается

СТИХОТВОРЕНИЕ О ПОСУДЕ

У мамы на кухне много посуды:
Здесь
 чайник, половник, кофейник и блюдо,
Кастрюли по росту на полках стоят,
Ковши и лопатки по стенкам висят.

Столовый сервиз приготовлен к обеду, 
А 
чайный красиво на полке стоит.
И в 
хлебнице хлеб под красивой салфеткой
Душистый и вкусный к обеду лежит.

Насыпана соль в расписную солонку,
Положено масло аккуратно в 
масленку,
В 
салатник нарезаны овощи все,
И 
супница пышет уже на столе.

В посуде еду и хранят и готовят,
Хозяйки посуду и сушат и моют.
И, как от Федоры, она не сбежит,
Если чистой на полке стоит.

Это - ложка,Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

Д. Злочевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Посуда"

Конспект   занятия  по  теме:   "Положительная  динамика   в  расширении  и  уточнении активного  словаря  у  детей  с  тяжел...

Конспект занятия на тему " Посуда"

Конспект занятия на тему " Посуда...

Конспект занятия "Няня моет посуду"

Наблюдение мытья посуды за помощником воспитателя.Программное содержание:1. Создать условия для обогащения словарного запаса детей в процессе мытья посуды:• Обогащение словаря:- существительные: кофе,...

Конспект занятия "Знакомство с посудой".

Цель: Познакомить детей с классификацией посуды - кухонная, столовая, чайная. Закрепить знания об обобщающем понятии посуда. Продолжать учить детей выделять существенные признаки посуды, различия...

Конспект занятия по теме "Посуда"

Цели:Расширить знания детей о посуде, ее назначении.Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.Закрепить знания о цвете, величине, количестве.Продолжать учить детей считать предметы; учит...

Конспект занятие на тему "Посуда"

Использование игры "Превращение" в познавательной деятельности детей подготовительной группы....