Конспект занятие на тему "Посуда"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гнездилова Елена Брониславовна

Использование игры "Превращение" в познавательной деятельности детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_posuda.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия   по теме  «Посуда»

Подготовительная группа

Цели:

 Формировать обобщающее понятие «посуда»; уточнить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;

 Закрепить понимание назначения посуды, продолжать учить детей определять целевое назначение посуды.

 Закреплять знания о материале, из которого изготавливается посуда.

 Развивать психические процессы: мышление, воображение.

  Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать бережное отношение к посуде.

 Упражнять в умении образовывать  прилагательные от существительных; учить суффиксальному способу образования существительных;

 Активизировать словарь по данной теме.

Предварительная работа:

  1. Беседа : «Как появилась посуда»
  2. Художественное творчество : « Золотая хохлома»,  «Гжель».
  3. Чтение художественной литературы:

К.И.Чуковский «Федорино горе»

Алябьева Е.А. сказка «Как посуда чуть не поссорилась»

Оборудование:

 Карточки с изображением посуды,  магнитная доска, магниты.

 Ложки: деревянная, металлическая, пластиковая. Сундучок.

 

Ход занятия

На доске расположены картинки с изображением посуды.

-  Как одним словом можно назвать все предметы? (посуда)

-  Какая бывает посуда?  ( Кухонная, столовая, чайная, столовые приборы)

Кухонная посуда – для приготовления пищи  -  сковорода, кастрюля, чайник…

Столовая -  посуда для приёма пищи  - тарелки, супница, салатница …

Чайная  -  для чаепития  - чашка, блюдце, сахарница …

Столовые приборы – с помощью чего едим -  ложка , вилка, нож.

Из чего она может быть сделана? (  глины, стекла, дерева, металла, фарфора, пластмассы и т.д.)

Чем полезна человеку,  для чего она нужна? ( для приготовления пищи, для сервировки стола)

Игра «Превращение». Дети  превращаются в любую посуду.

 Рассказы детей о себе : - как называется, к чему относится

                                       -  из чего сделана

                                      -  для чего нужна человеку.

Какая посуда больше всего нужна человеку, почему? Дискуссия детей.

Отгадайте загадку:  вот три сестрички,  какая  из них самая старшая, средняя и младшая.  ( 3 ложки : деревянная, металлическая, пластмассовая)

Для чего человеку  нужна одноразовая посуда?    Ответы детей… ( не надо мыть, удобно брать в дорогу,  легкая и не бьётся).

Даже для каждого продукта есть своя посуда, знаете ли вы это? ( ответы детей.

Для хлеба  - … хлебница

       Соли   - … солонка

       Перца  -… перечница

       Сахара – …сахарница

       Селёдки –… селёдочница

       Супа –… супница

       Масла –… маслёнка

       Кофе – …кофейник

       Молока –… молочник

       Конфет -…конфетница  

Зачем посуду надо мыть, почему к ней бережно надо относиться?

Чтение сказки «Как посуда чуть не перессорилась»

Ожидаемый результат: дети должны знать, что каждый предмет посуды имеет свое назначение в приготовлении и хранении пищи; уметь отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассуждать о правоте или неправоте героев, драматизировать отрывки из сказки.

Цели: развивать воображение, умение высказывать суждение, выразительность речи и пантомимики; формировать интерес к сказкам, бережное отношение к посуде, аккуратность.
* * *

Педагог читает сказку и задает вопросы по ее содержанию.

   В уютной квартире, в центре большого города, жила семья из четырех человек: мама, папа, малышка дочка и бабушка. Семья была очень дружной, поэтому в квартире часто звучал смех, от которого становилось еще светлее и теплее и так в чистых и уютных комнатах.
 
Мама и бабушка были хорошими хозяйками. Каждый день они для всей семьи готовили что-нибудь вкусненькое. На кухне было все необходимое для этого. Женщины славились не только тем, что готовили аппетитную еду, но и тем, что были аккуратными и чистоплотными. Каждая вещь на кухне была на своем месте, посуда блестела, как зеркало, на окнах висели белоснежные занавески, а на подоконнике цвела розовая герань.
   Каждую ночь, когда все в квартире засыпали, на кухне творилось что-то сказочное — посуда оживала и начинала разговаривать, обсуждать прошедший день. Грубым голосом басили большие кастрюли, глухим — отвечали сковородки, позвякивали столовые приборы, нежно пели фарфоровые чашечки. Посуда так любила своих хозяек, что каждый предмет наперебой рассказывал о том, какое блюдо в нем сегодня готовили или подавали на стол, как он помогал хозяйкам приготовить что-нибудь вкусное и полезное.
   Они старались говорить тихо, чтобы не разбудить хозяев, но иногда разгорались такие споры, что некоторые из них даже сваливались с полок и крючков!
   На громкий стук прибегали мама и бабушка, которые никак не могли понять, почему падают предметы на кухне.
   О чем же спорила посуда?
   Каждый хотел быть главным на кухне и управлять остальными. Но никак не могли определить, кто из них важнее. Поэтому спор продолжался каждую ночь.

— Что вы спорите! — басили кастрюли. — Без нас хозяйки не смогли бы сварить ни первое, ни второе блюдо, ни компот, ни кисель. Посмотрите, сколько нас на полках! От самой маленькой до самой большой. А в чем малышке варят кашу, кипятят молоко? Любимый борщ хозяина не сварить в сковороде или ковше. И бабушкину любимую вермишель готовят тоже в нас. Мы уже не говорим о варениках и пельменях, которые любят все. Вы заметили, как хозяйки ухаживают за нами? В нас же вместо зеркала смотреться можно!
 
Кастрюли так раскипятились, что самая большая со звоном упала с полки на пол и больно ударилась дном. Хорошо, что на полу был коврик, который смягчил удар, а то бы и эмаль могла треснуть, а в такой кастрюле варить было бы уже нельзя. Испугалась большая кастрюля, в глазах у нее потемнело, сердце сильно забилось. Что же делать? Но сестренки не оставили ее в беде. Связали кухонные полотенца и втащили большую кастрюлю обратно. После этого на полке с кастрюлями стало потише.
    Вы особенно-то не воображайте, — вступали в спор сковороды. — Без нас хозяйкам как без рук. Только на нас можно к супу обжарить овощи, потомить их в бульоне, чтобы стали вкусными, а суп наваристым. А кто не любит жареной картошки, отбивных, солянки, блинчиков и яичницы? В какой кастрюле можно приготовить эти блюда? Хозяйки не успевают нас мыть. То одно надо сготовить, то другое. Отдельно — сковороды для блинчиков с не- пригораемой поверхностью, металлические — для того, чтобы тушить овощи, третьи, из чугуна, — для жарки. И крышки у нас есть. Посмотрите, какие красивые — из толстого стекла или блестящего металла.

   Сковороды говорили хором и в такт раскачивались. Одно плохо: когда они разгорячились, то стали раскачиваться сильнее и стучаться друг о друга. Вот уж зазвенело тогда на кухне, словно духовой оркестр заиграл! Зашикали на них все, побоялись, что всю семью разбудят. Еле угомонили. А сковороды так разошлись, что еще долго позвякивали, перешептываясь друг с другом.
Конечно, вы очень важные, — просвистел чайник. — А я вроде как и не нужен. Но воду для чая почему-то все кипятят во мне. Чай любят все члены семьи, пьют его несколько раз в день, поэтому меня даже с плиты не снимают и на полку не убирают, как вас. А смотреться в меня тоже можно. Вон как я начищен! Одно удовольствие жить с такими хозяйками! Они меня не только снаружи чистят, но и внутри от накипи. Недавно хозяин купил мне брата — электрический чайник. Стало полегче. Мы с ним дружим, вместе стараемся напоить всех чаем. Есть у нас и маленький братик — заварочный чайник. Только в нем воду не кипятят и на огонь его не ставят. В нем заваривают чай. Каждый из нас делает свое дело. Не обойтись без нас. Главные — это мы!

   - Что-то совсем заважничала кухонная посуда, — зароптал столовый сервиз, — из кастрюли никто не будет есть, а из чайника пить чай. Столовая посуда самая главная! Каждый день нас на стол подают. Только поросята едят из лохани, а люди — из тарелок столовыми приборами. Вас можно по пальцам пересчитать, а нас много. В сервизе может быть от шести до двенадцати глубоких, мелких и десертных тарелок, блюдец и чашек, салатница, соусница, селедочница, супница. А какие мы все красивые! Не чета вам. Сделаны из фарфора, фаянса, расписаны разными узорами, цветами. На нас, как на картину, можно любоваться. Мы из высшего общества, хрупкие, изящные, тонкие, не то, что вы, сковороды. Нас хозяйка моет бережно, каждый предмет вытирает. А недавно хозяин купил посудомоечную машину, так что теперь мы каждый день принимаем душ с душистой пеной, а потом греемся и сушимся. Одно удовольствие!
    И я, и я тоже нужен! — пропищал чайный сервиз из шкафчика на стене.'— Как же без меня?! Я с чайником дружу. Мы вместе всю семью балуем чайком. Я еще изящнее, чем столовый сервиз. Тонкие изогнутые ручки на чашечках, золотая кайма на блюдечках, прелестный носик на молочнике, кокетливая шляпка-крышка на сахарнице. Ах, как меня не поставить на первое место! Без меня никак нельзя!

   Посуда из чайного сервиза закружилась в вальсе, тихо напевая знакомую мелодию. Но полка была такая гладкая и скользкая, что чашечки чуть не свалились вниз, когда от вальса у них закружилась голова. Заварочный чайник едва успел их поймать.
   Ну что ты так противно пищишь? — откликнулся кофейный сервиз. — А я чем хуже? Только из меня пьют не чай, а кофе. Я еще более изящен. Мои чашечки совсем маленькие, а вместо чайника — кофейник. Хозяйка так бережно берет чашечку в руки, что даже не дышит. Какое удовольствие у нее на лице, когда она пьет свой утренний кофе со сливками! Я чувствую себя просто царственной особой.

   Какие же вы все хвастливые! — хором закричали столовые приборы. — Да без нас люди бы вообще есть перестали. Конечно, если они культурные. Как можно есть суп без ложки, а макароны без вилки, мясо без ножа, а компот без маленькой ложки? Ну хорошо. Вы все сварите, разольете, разложите, а есть руками нельзя, нужны мы — столовые приборы. Да еще к каждому блюду свои. Значит, мы главные!

   Все столовые приборы выпрыгнули из ящика, построились, как солдаты, и стали маршировать по обеденному столу. «Стук-стук, дзынь-дзынь», — только и слышалось в тишине. — Мы главные, главные, главные! — маршировали и кричали столовые приборы.
 
Пришлось столу накинуть на них скатерть, чтобы они никого не разбудили. Только после этого все обитатели кухни спокойно вздохнули.
   На нас даже никто не взглянул! — сердито проворчали дуршлаг, терка, половник и ковшик. — А мы на кухне совсем не последние. Мы, конечно, и в первые не лезем, но и забывать о нас не стоит.

   Как же я от вас устал! — спросонья простонал обеденный стол. — Сколько можно спорить?! Все вы нужны на кухне. Каждого из вас хозяйка любит и использует по назначению. Она здесь самая главная. А вы все ей подчиняетесь. Не будете дружить, хозяйка купит новую посуду. Так что успокойтесь и поспите немного. Утром снова за работу. Хозяйке не нужна сонная посуда.

   Угомонилась, успокоилась посуда и заснула.
 
А утром на кухню пришла бабушка и сказала:
   Доброе утро! Пора за дело приниматься: кормить малышку, готовить завтрак для мамы и папы.

   С удовольствием! — ответила посуда. Но бабушка ее не услышала.

О чем спорила посуда в сказке? Кто победил в споре?

Почему нельзя выбрать из посуды самый главный предмет?

Почему за посудой надо ухаживать? Как?

Почему в споре люди часто не находят выход из проблемы?

Почему лучше дружить, чем ссориться?



Контрольные вопросы и задания

  • Что такое посуда? (Хозяйственная утварь, предметы, в которых готовят еду и хранят съестные припасы.)
  • Какая посуда бывает по назначению?
  • Для чего используется кухонная посуда? Столовая? Чайная?
  • Какую кухонную посуду вы знаете?
  • Из чего может быть изготовлена кухонная посуда'
  • Как ее использует ваша мама?
  • Для приготовления каких блюд используется кастрюля? Сковорода?-
  • Почему у половника длинная ручка и глубокое основание?
  • Какую столовую посуду вы знаете?
  • Какую чайную посуду вы знаете?
  • Из чего может быть изготовлена столовая посуда? 
  • Какие предметы столовой посуды имеют конкретные предназначения? От названия каких продуктов они стали называться'
  • Какие правила учитываются при сервировке стола'
  • Как называется комплект столовой или чайной посуды, сделанный из одного материала и с одинаковым рисунком?(Сервиз.)
  • Чем отличаются предметы кофейного и чайного сервизов?
  • Назовите части, которые есть у какого-либо конкретного предмета посуды.
  • Какая посуда используется за обедом? Завтраком? Полдником? Ужином?
  • Какие предметы посуды относятся к столовым приборам?
  • Какие бывают ложки? Вилки? Ножи?
  • Для чего они предназначены?
  • Из чего сделаны столовые приборы?
  • Какого ухода и обращения требует разная посуда?
  • Почему после каждого приема пищи столовую посуду моют?
  • Почему стеклянная и фарфоровая посуда требует очень бережного отношения?
  • Почему во время отдыха на природе лучше использовать посуду, сделанную из пластмассы?
  • Почему посуду из стекла и пластмассы нельзя ставить на огонь?
  • Почему прежде чем использовать пластмассовую посуду, надо прочитать, для каких продуктов она предназначена?
  • Почему нельзя есть из битой и потрескавшейся посуды?
  • Почему при сервировке стола чашку надо держать за ручку?
  • Почему чашку и блюдце называют чайной парой?
  • Почему в стеклянную посуду нельзя наливать кипяток?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"

Цель: Учить детей рисовать  птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире;      Закреплять умения детей делать на...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Конспектзанятия ФЭМП "Путешествие в космос" в формате сидим дома(с 06.04 по 10.04.2020г.)

КонспектНепосредственной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийна тему: «Путешествие в космос» для детей средней гру...

Конспектзанятия поФЦКМ Дорожные знаки

Конспект занятия в разновозрастной группе по формированию целостной картины мира «Дорожные знаки»Цель: совершенствовать представления о дорожных знаках.Задачи: Образовательные:...

Конспектзанятия по окружающемумиру "Овощи и фрукты"

КОНСПЕКТ НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ И ОВОЩИ».Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследо...