«Совершенствование познавательно – речевого развития у дошкольников посредством освоения технологии организации и проведения праздничных мероприятий в ДОУ.»
консультация по развитию речи

Васильева Татьяна Васильевна

В публикации показана связь развития речи у детей дошкольного возраста с работой в области праздничной тематики в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Публикация на тему:

 «Совершенствование познавательно – речевого развития у дошкольников посредством освоения технологии организации и проведения праздничных мероприятий в ДОУ.»

        

                                                                               МАДОУ «Детский сад № 9

                                                                               «Красная шапочка»

                                                                               Московская область

                                                                               г. Зарайск

                                                                               Музыкальный руководитель:

                                                                               Васильева Татьяна

                                                                               Васильевна 

                                                           

                                                 

                                           Август 2020г.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

       Я знаю, какое громадное значение в жизни детей имеют эмоции, особенно эмоции положительные, возбуждающие. Отнимите их у детей, и померкнет их жизнь. Чувство радости, состояние взволнованной приподнятости, ожидание необычного - обостряют восприятие, усиливают запоминание материала, влияют на выразительность детской речи. Праздник, педагогически правильно организованный, нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи.

       И подготовка к празднику во всех ее проявлениях, и проведение самого праздника предоставляют широкие возможности для проявления детской самостоятельности и развития речи детей.

   Подготовка к празднику.

  • Я, как музыкальный руководитель совместно с воспитателем подбираю стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал.
  • Воспитатель отрабатывает тексты стихов и песен, добивается правильного произношения, закрепляет речевой материал.
  • Я пою с детьми, закрепляя песенный репертуар и  добиваясь выразительности и эмоциональности речи, разучиваю танцы и хороводы с пением, работаю над сценической выразительностью в инсценировках, определяю целесообразность действий, движений, жестов персонажа в игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, мимики, интонации.

        В предлагаемом детям зрелище, представлении роль детей может быть двоякая: они могут являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором – они слухом воспринимают чужую речь. В интересах  речевого развития детей значительно и то и другое. Организуя праздники, я  уделяю и тому и другому время и внимание.

        Присутствие гостей, необычная атмосфера – все это является некой стрессовой ситуацией для детского организма. Ребенок может ощутить стеснение, смущение, робость. И вот тут подключаются волевые качества личности, которые помогают преодолеть страх, волнение, и исполнить песню, прочитать стихотворение. Поэтому для более активного развития речи необходимо как можно чаще выступать перед публикой. Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не только уметь говорить, но надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Есть дети с богатым духовным миром, прекрасно владеющие речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичной речи, что достаточно присутствия двух-трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова. С этим я борюсь, развивая в детях уверенность в себе и доверие к своим силам. Привычку к публичной речи можно создать в человеке только путем приучения его с малолетства к речи перед посторонней, увеличивающейся в числе аудиторией.

         Праздник - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей,  организуя его, я тщательно работаю над средствами эмоционального воздействия. Музыкальное образование неразрывно связанно с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи. Эмоциональное воздействие произведений искусства, художественной литературы, песен, фольклора, театральных постановок взрослых, звучащих как образец для подражания, стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.  Словесная интерпретация произведений, словесные пояснения развивают образность и слуховую культуру детской речи.

       Слово, используемое в речи детей, звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках воодушевляет участников праздника. И моя задача донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях. Дети  сами разыгрывают маленькие сценки, сказки, читают стихи, рассказывают, дают пояснения. При этом шлифуется их речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества.

       В праздники и праздничные выступления детей я  неизменно включаю музыкальные номера, главным образом пение, а потому попутно можно сказать несколько слов о музыкально-вокальном образовании детей, несомненно, оказывающем влияние на развитие их языка. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией. При разучивании песен детям обязательно объясняю значение непонятных им слов, обращаю внимание на правильное произношение звуков. Очень полезно разучивание песен-хороводов, при этом развивается координация движений и согласование между словом и движением. Предоставляю детям  возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту  предъявляются те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым я знакомлю детей - абсолютная грамотность и художественность. Дети должны понимать смысл песни, которая им поется, что выдвигает определенные требования к дикции поющего лица. Литературный текст песни разучивается с детьми предварительно, это требование обуславливает сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя. Следует еще отметить роль пения в борьбе с некоторыми недостатками речи, главным образом с заиканием. Отмечается, что пение, т. е. протяжное произношение звуков, входящих в слово, пресекает виды заикания.    

       Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребёнок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и речи ребёнка в целом. В таких играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. Велико значение театрализованной игры  для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

         Праздники  — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Поэтому так важно, чтобы дети уже в детском саду проникались сознанием, что они принимают участие в общей работе, в организации праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация годовой задачи "Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения"

Реализация годовой задачи "Совершенствование позновательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения"2014-2015 учебном году структурное подразделение «...

Организация совместной деятельности взрослых (педагоги ДОУ, семьи воспитанников) и детей по познавательно-речевому развитию на примере использования нестандартных технологий.

Аннотация. Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заи...

Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.

В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС...

Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование мини-музеев

Создание и деятельность мини-музея в образовательном учреждении способствует развитиюличности детей, интересов и познавательной мотивации, формированию познавательных действий,представлений о социокул...

Реализация годовой задачи "Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создания и использования музеев дошкольного отделения"

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной активности дошкольников,а именно создание разноообразн...

Статья "Оптимизация познавательно-речевого развития старших дошкольников посредством коллекционирования"

В данной статье раскрывается актуальность работы с детьми старшего дошкольного возраста по коллекционированию для их  познавательно-речевого развития...

Приказ от 13.11.2020г №228-ОД "Об организации и проведении праздничных мероприятий ко Дню матери во всех возрастных группах , МБДОУ "Д/с " Островок".

Приказ от 13.11.2020г №228-ОД  "Об организации и проведении праздничных  мероприятий ко Дню матери во всех возрастных группах , МБДОУ "Д/с " Островок"....