Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой речевого развития
статья по развитию речи

Фефлова Алла Николаевна

В статье дана психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой речи и рассмотрены методики , направленные на развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaderzhka_rechi.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка речевого развития проявляется в позднем начале развития речи у ребенка, нарушениях фонетического строя, бедности и ограниченности словарного запаса, а также в трудностях овладения грамматическим строем речи.

Т.А. Датешидзе отмечает, что такие дети нередко бывают гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание у них непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность долгое время остается на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

Часто у них плохо развита моторика: движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват.

Пассивный словарь заключается в ориентировке в названиях предметов, показе некоторых изображений.

Они не понимают вопросов косвенных падежей, им трудно ориентироваться в названиях действий. Активный словарь включает 5-10 слов, которые состоят из одного-двух слогов, в основном, они сохраняют только ударную часть слова, укорачивают их , опуская несколько слогов .

Такие дети не могут использовать нужные слова, чтобы сообщить взрослым о том, что они хотят, часто они применяют знаки (лепетные слова, жесты), или капризы.

В норме ребенок начинает объединять слова в фразы, при накоплении 30 слов в своем словаре, дети с задержкой речи при накоплении больше 50 слов не объединяют их в фразы, словарь ребенка может доходить до 100-150 слов без объединения их в словосочетания. Слова эти в основном существительные, которые ребенок произносит с множеством слоговых и звуковых пропусков и перестановок .

Когда ребенок с задержкой речи начинает связывать друг с другом усвоенные слова, он употребляет их в словосочетаниях и предложениях только в одной форме, словоизменение ему недоступно.

Для таких детей  также характерно нарушение звукопроизношения, у них может возникнуть речевой негативизм, особенно , если  постоянно просят: «Скажи», «Повтори».

Внимание к развитию речи ребенка в раннем возрасте важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами речи, накапливает большой словарный запас .

Если же в первые три года не уделялось внимание речи малыша, то в будущем нужно будет приложить очень много усилий, чтобы наверстать упущенное .

Для детей с задержкой речевого развития характерна : эмоциональная неустойчивость, излишняя возбудимость, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, нарушение контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность.

Как отмечет О. Е. Громова, обнаружив отставание в речевом развитии , нужно не откладывая, начать работу по развитию речи ребенка, параллельно совершенствуя все составляющие его общего развития.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, речь ребенка нужно обследовать.

Разработкой методик диагностики речи детей раннего возраста занимались такие исследователи как: Ю.Ф. Гаркуша, Ю.В.Разенкова, Н.В.Серебрякова , О.Е.Громова , Ю.В.Герасименко  и др.

Методика Громовой О.Е. «Логопедическое обследование детей 2-4 лет» направлена на обследование звукопроизношения, слоговой структуры, лексико –грамматического строя речи, используется метод активного наблюдения , выставляется количественная оценка по всем обследуемым компонентам.

Методика логопедического обследования Разенковой Ю.В. направлена на обследование активной речи, лексико-грамматического строя, слоговой структуры  и звуковой стороны речи,  слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкой моторики рук. Используется метод активного наблюдения, беседы, выставляется количественная оценка по всем обследуемым компонентам.

Методика логопедического обследования детей раннего возраста Герасименко Ю.В. направлена на обследование  активной речи, пассивной речи , лексико-грамматического строя ,фонематического слуха,  мелкой моторики , артикуляционной моторики. Используется метод активного наблюдения, беседы. Выставляется количественная оценка по всем обследуемым компонентам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....