Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Шпакова Валентина Николаевна

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко – буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко – буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточных дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречидвигательного взаимодействия, которая выражается в правильной артикуляцию звуков их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звука – буквенного анализа.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладение элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно – ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Основная цель: Подготовка детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_veselye_zvuki.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 

по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма

“Весёлые звуки”

Разработала программу

 Педагог высшей квалификационной категории

 Шпакова Валентина Николаевна


        «Основная задача обучения грамоте подготовительной группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова”

(Л. Е. Журова, Н. С. Васнецова «обучение дошкольников грамоте»)


Пояснительное записка


        Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко – буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко – буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточных дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречидвигательного взаимодействия, которая выражается в правильной артикуляцию звуков их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звука – буквенного анализа.

        Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.         

        Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладение элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно – ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

         Основная цель: Подготовка детей к школе. 

        Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятия первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики – высказывания в зависимости от речевых намерений.
        
Основными задачами данной программы является:
        1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова. 

  • Обучать детей звуковому анализу слов.
  • Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове. Усвоить смысла различительной у роль звуков в слове.
  • Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
    Учить обследовать звуковую структуру слова.
  • Научить детей пользоватся звуковой схемы слова.
  • Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.

        2. Ознакомление со слоговым строением слова. 

  • Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.

         3. Ознакомление со словесным составом предложения.

  • Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов предложений, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.

        4. Подготовка руки к письму. 

  • Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.

        5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышления. Продолжительность занятия 30 минут, количество занятий один раз в неделю.


1 квартал


Звукопроизношение


        1. Уточнить произношение гласных и наиболее лёгких согласных звуков вновь поступивших детей.

        2. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших Логопедическая группу.

Работа над слоговой структуры слова. 

  • Продолжить работу над трёх сложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин).
  •  Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост).
  • Работать над двухсложными словами с двумя стечениями согласных (планка).


Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных звуков, их признаках. Упражнять детей в различение гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

  • Закрепить представления о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твёрдости – мягкости, глухости – звонкости.

  • Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей выделении звука и слова.

  • Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа:
    мак, осы, лес.

  • Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон, мост, лиса, лист.

  • Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложение без предлога.

Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составляете графические схемы.


Развитие общих речевых навыков.

  •  Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
  • Продолжить работу по формированию правильной голоса подачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирование голоса, крика.
  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.
  • Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх – драматизациях.
  • Учить детей говорить в спокойном темпе.
  • Продолжить работу над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи.

Грамота

  • Упражнять детей в “печатании” и чтении слогов, слов с пройденными буквами.
  • Познакомить детей с буквами: У, А, И, Э, П, Т, К, М, О, Х, Й, Ы, С.

  • Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисование букв в воздухе.
  • Уточнить представления детей о том, чем звук отличается от буквы.
  • Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных ау, уа, ои, иа…, в чтении закрытых слогов типа: ап, ук, от; потом чтение открытых типа: пи, ко, та…
  • Учить читать слова: кот-кит-кок-ком; ток-мок-мак-как; мама-папа-пума-мука и т.д.
  •  Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающим элементом.
  •  Упражнять в нахождении правильно изображенных букв в ряду состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

Обучение связной речи.

  • Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  • Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение.
  • Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройдённых лексических тем.
  • Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  • Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.
  • Совершенствовать навык составления рассказов по картине и по серии картин.

Развития грамматического строя речи.

  • Совершенствовать умения детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: “деревья”, “овощи”, “фрукты”, “птицы”, “животные”, “одежды”, “обувь”, “головные уборы”).
  • Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных существительными, по практическому потреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи  (по указанным темам).
  • Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значение и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоге: из-под, из-за.
  • Уточнить понимание детьми значение глаголов с различными приставками (подкармливать, пригибать, подвязывать…) И начать обучать их образованию и практическому употреблению.
  • Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять существительными.

Художественно – творческая деятельность.

  • Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.
  • Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковый гимнастике, занимательных упражнениях, в работе с мозайками, конструкторами; трафаретами, обводками по контуру.
  • Развивать художественное восприятие произведений искусства.

Физическое развитие.

  • Формировать у детей потребность в ежедневной, активной двигательной деятельности.
  • Формировать правильную осанку.
  • Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.
  • Развивать у детей глазомер.
  • Совершенствовать основные движения, путём введения новых сложно координированных видов.

2 квартал
Звукопроизношение


  • Продолжать работу над  автоматизацией правильного произношения звуков у всех детей.
  • Формировать правильное произношение шипящих и сонорных звуков вновь поступивших детей.

Работа над слоговой структурой слова.

  • Работать над четырёхсложными словами из открытых  слогов (кукуруза)

Развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

  • Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
  • Упражнять детей в различение твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов в предложении.
  • Совершенствовать навыки выделение заданного звука и слова.
  • Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа.
  • Учить производить анализ и синтез слов из пяти звуков.
  • Совершенствовать навык звукового анализа слов, анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

Развития общих речевых навыков.

  • Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
  • Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  • Совершенствовать навык голосоведения, на мягкой атаки, спокойном темпе.
  • Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Грамота. 

  • Совершенствование у детей навыков “печатания” и чтения слогов, слов и предложений с пройденными буквами.
  • Познакомить детей с буквами: З, Н, Ц, Б, В, Д, Г, Ш, Е, Л, Ж, Ф, Ё, Р,.
  • Упражнять составление букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке  букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.
  • Обучать детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов, изографов.
  • Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, “дописывать” не законченные буквы, наложеные друг на друга.

Обучение связной речи.

  • Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана; по серии картин, по картине.
  • Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитаным, увиденным.
  • Учить использованию принятых норм вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре.
  • Совершенствовать навык пересказа.
  • Учить правильно строить и использовать в речи сложно – подчинённые предложения.

Развитие грамматического строя речи


  • Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.
  • Познакомить детей со способами словообразования.
  •  Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными.
  • Учить правильному употребление в речи относительных притяжательных прилагательных.
  • Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.
  • Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия.

 Художественно – творческая деятельность.

  • Развивать умение придавать различным сооружениям в конструировании из готовых форм устойчивость; замещать детали, совмещать их.
  • Обучать способам работы различными инструментами.
  • Продолжать развивать творческую активность детей.

Физическое развитие.

  • Совершенствовать координацию движений, равновесие.
  • Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе подвижных игр и выполнения различных физических упражнений.
  • Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковых гимнастиках, обводках, штриховках, играх с конструкторами.

3 квартал.

Звукопроизношение.

  • Закончить автоматизацию и дифференциацию всех звуков у детей.

Работа над слоговой структурой слова.

  • Работать над трёх –, четырёх – и пяти сложными словами со сложной звуко – слоговой структурой (градусник, перекрёсток).

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

  • Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, различение твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных, выделении звука и слова.
  • Закрепить умение проводить полной звуковой анализ слов типа: миска, машина.
  • Сформировать представление о том что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.
  •  Совершенствовать навык слогового анализа. Учить членить на слоги четырёх сложные слова.
  • Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  • Закрепить знания известных правил правописания.

Развитие общих речевых навыков

  • Развивать длительность речевого выдоха.
  • Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной варазительностью речи в повседневном общении.
  • Совершенствовать звучность и подвижность голоса.

Грамота

  • Закрепить навык “печатания” слогов, слов, предложений.
  • Познакомить детей с буквами: Ю, Ч, Щ, Я, Ь, Ъ.
  • Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.
  • Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга.
  • Выучить алфовит.
  • Обеспечить формирование первоначальных навыков овладения письменной речью.

Обучение связной речи

  • Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.
  • Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
  • Развивать умение отбирать для творческих рассказов самое интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
  • Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

Развитие грамматического строя речи

  • Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными.
  • Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
  • Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
  • Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.

Художественно-творческая деятельность

  • Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах.
  • Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.

Физическое равитие

  • Продолжать развивать моторику в пальчиковых гимнастиках, работах с трафаретами.
  • Формировать навыки правильной осанки при статичных положениях и передвижениях в играх.
  • Поощрять проявления самостоятельности детей в организации игр.
  • поддерживать интерес к различным видам спорта.

Сотрудничество с родителями дошкольников

        Семья и образовательные учреждения предстваляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо их взаимодействие.

        К сожалению, чаще всего работа с родителямив дошкольных образовательных учреждениях ведется только по тем направлениям педагогической пропаганды, при которых семья является объектом воздействия.

В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

        Для устранения этого пробела я использую такие модели взаимодействия с родителями:

  • Образовательная модель, ориентированная не только на формировании у родителей позитивного отношения к дополнительному образованию, но и на их активное участие в образовательном процессе.

        В рамках этой модели использую следующие формы взаимодействия с семьей:

  • Занятия с родителями, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка и в сфере предлагаемых программой занятий. Родители должны понять, чем дети занимаются, и в силу своих возможностей разввивать и поддерживать то, чему их учат.
  • Участие родителей в образовательной деятельности: родители выбирают тему из близкой им области знанийи готовят занятие вместе со своим ребенком. Важно, чтобы это был не рассказ, а действо - конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно участвуют все дети.

        2. Модель чувственной коммуникации, предполагающая создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих ребенку обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои чувства, при чем как позитивные, так и негативные. Это помогает человеку жить в гармонии с самим собой,  а следовательно и с окружающими.

        Также в течении года по квартально проводится “открытые” занятия для родителей.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во занятий

Месяц

1

Закреплять понятие детей о слове. Выделение первого звука в слове.

1

Октябрь

2

Звук и буква А. Гласные звуки. Печатание буквы А.

Правило: звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и читаем!

1

3

Звуки буква У. Письмо: буква У, штриховка.

1

4

Звуковой анализ и чтение АУ. Печатание: АУ, УА. Первый звук в словах.

1

5

Звук и буква И. Королевство гласных. Письмо изученных букв: АУИ, ИУА,УИА, ИА.

1

6

Звуки А, У, И.

Правило: сколько в слове гласных, столько же и слогов.

Деление слов на слоги.

1

7

Звук и буква М.

Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие).

Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ и т.д.

Печатание буквы М; слогов: АМ, УМ, ИМ, МИ; слова МА-МА.

2

8

Гласный звук и буква О. Назови последний звук в словах: окно, тепло. Печатание под диктовку: О, ОМ, МО, О. Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО, МУ, МА. Звуко-буквенный анализ слогов.

1

9

Звуки Х, Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа:мох, пух... Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ. Печатание:

1. Буквы Х

2. Слоги и слова под диктовку: АХ, МАХ, ОХ, МОХ, УХ, МУХ.

1

Ноябрь

10

Буква Х (зан. №2)

Деление на слоги (1, 2, 3 слога). Выделение звука Х: в начале слова, в конце, в середине слова.

Печатание: слоги - АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХА, ХО;

слова - МАХ, МОХ, УХО, МУХА.

Чтение слов и слогов.

1

11

Звук и буква Ы. Образование множественного числа существительных.

Печатание: 1. Буквы Ы.

2. Слоги - ЫМ, ЫХ, МЫ, ХЫ.

Чтение предложений.

1

12

Звуки Н, Нь.Гласные и согласные звуки. Нахождение места звука в слове. Чтение слогов: АН, УН, ИН -НА, НУ.

Согласные: твердые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА.

Печатание: 1. Буква Н.

2. Слоги - АН, НА, УН, НУ, ИН.

1

13

Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Выделение начального согласного звука. Развитие мелкой моторики.

1

14

Звуки: С, Сь. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц. Определение звука в слове. Упражнения с разрезной азбукой. Составление предложений. Количество слов в предложении. Печатание предложений. Правила:

1. Начинай предложение с большой буквы!

2. Слова пиши отдельно друг от друга!

3. В конце предложения ставь точку!

4. Имена людей пиши с большой буквы!

Чтение предложений.

3

15

Звуки П, Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. Согласные звуки (звонкие-глухие, твердые-мягкие). Чтение слоговых таблиц.

2

Декабрь

16

Звуки К, Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений. Игра “Живые Звуки”.

2

17

Звуки Т, Ть. Буква Т. Правило: Имена людей пиши с большой буквы!

(повторение). Звуко-буквенный анализ слов:КОТ, КИТ. Печатание под диктовку: кот, кит, киты, Ната, Тома. деление слов на слоги. Определение места звука в словах.

2

18

Звуки Р, Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. Выделение заданного звука из слов. Работа в прописях и с разрезной азбукой. Скороговорки.

2

19

Звук и буква Ш. Развитие слухового внимания в игре “Запомни, повтори”. Чтение звуковых таблиц. Звуковой анализ слов. Печатание под диктовку слов: каша, кашка, кошка, мошка, мишка.

Чтение рассказа “Кошка и мышка”. Пересказ.

1

Январь

20

Закрепление. Правило: ши - всегда пиши с буквой И! Чтение слов со слогом -ши-. Чтение и печатание предложений.

2

21

Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра “Наоборот” (замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложений с заданными словами. Игра “Собери предложение”.

2

22

Звуки Л, Ль. Буква Л. Опредение места звука в словах. Чтение слов, слогов, предложений. Работа в прописях.

2

23

Дифференциация р/л. Развитие фонематического слуха. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов.

1

24

Итоговое занятие. Гласные и оглсные буквы. Чтение рассказа. Отдагай и допиши буквы.

1

Февраль

25

Звуки Б, Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность звуков в словах и слогах. Звуковой анализ слов: БИМ, БОМ, БАНТ, БИНТ. Профилактика дисграфии. Буквы “сломались”. Звонкие согласные.

1

26

Дифференциация п/б. Звонкие иглухие согласные. Профилактика дисграфии. Собери предложение. Игра “Какая буква пропущена?” (п/б)

1

27

Звуки З, Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт. Игра “Закончи слово”. Работа в прописях.

1

28

Дифференциация з/с. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С, ЗА. Составление рассказа-описания. Работа в прописях. Чтение слов, слогов, предложений.

1

29

Звуки В, Вь. Буква В. Развитие фонематического слуха в игре: “Запомни и повтори”. Деление слов на слоги. Чтение слоговой таблицы. Кроссворд. Чтение небольшого рассказа. Ответы на вопросы.

1

30

Звуки Д, Дь. Буква Д. Скгороговорнки. Звуко-буквенный анализ слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Чтение небольшого рассказа и пересказ. Схема предложения.

1

31

Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные. Подбор слов к схеме. Игра “Наоборот” (развитие фонематического слуха).

1

32

Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. Профилактика дисграфии. Множественное число существительных. Кроссворд.

1

Март

33

Дифференциация г/к. Единственное число существительных. Составление вопросов. Работа в прописях.

1

34

Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. Чтение слов и слогов. Правило: Жи, как и Ши пишестся с буквой И! Изменение глагола по времени. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.  Игра “Потерялась буква”. Скороговорка о жуке. Подбор слов к схеме.

1

35

Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений. Слова-предметы, слова-действия. Составление предложений.

1

36

Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов. предложений. Работа в прописях.

1

37

Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов. Подбор предметов к действию. Слова-признаки. Составление слов из слогов.

1

38

Мягкий согласный Й (мой, твой). Подбор признаков. Изменение слов по образцу. Подбор слова к схеме. Разучивание отрывка из стихотворения.

1

39

Звук и Буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и женского рода. Родственные слова. Чтение рассказа, составление вопросов, пересказ.

1

40

Дифференциация с/ц. Чтение слоговых рядов. Профилактика слоговых рядов. Работа над предложением.

1

Апрель

41

Буква Ф. Чтение слов и предложений. Составление слов из слогов. Работа в прописях.

1

42

Дифференциация в/ф. Звонкие и глухие согласные. Профилактикка дисграфии. Графический диктант.

1

43

Гласная буква Я. Твердые и мягкие согласные. Звуко-буквенный анализ слов. Составление и письмо предложений (моя, мой, моё). Чтение рассказа и пересказ.

2

44

Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств. Чтение и письмо. Чистоговорка.

1

45

Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо. Чистоговорка. Изменениее предложений по образцу. Изменение слов по смыслу. Сооставление слов из слогов.

2

46

Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу. Чистоговорки. Профилактика дисграфии. Работа в прописях.

2

Май

47

Ь знак. Твердные и мягкие согласные. тение и пересказ небольшого рассказа. Схема предложения. Единственное и можественное число существительных.

1

48

Звук ии буква Щ. Правило: запомни, что звук Щ, как Ч, всегда мягкий! Чтениелов и скороговорки. Изменение действий по образцу. Образование названия людей по профессии.

1

49

Буква Ъ. Изменение слов по образцу.

1

        Послебукварное чтение

Чтение и пересказ небольших текстов.

Ребусы, кроссворды, загадки, чистоговорки.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Всего: 64 занятия.


Мониторинг

        Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в началеи в конце).

        Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований, а затем проаналзировав причины отдельных пробелов, недоработок, наметить пути их исправления. В воей диагностике я основываюсь на основной программе  “Истоки” под ред. Л.А. Парамоновой, а также наблюдения за детьми, вопросы, отдельные тестовые задания (Е.В. Колесникова “Тест для детей 6-ти лет”, “Готов ли ваш ребёнок к школе?”. - М.: “Ювента”, 2001)

        Обследуется речь по следующимпризнакам:

1. Звукопроизношение и фонематическое восприятие:

  • В (высокий) - произносит все звуки;
  • Д (достаточный) - не произносит 1-2 звука;
  • С (средний) - не произносит от 2 до 5 звуков;
  • К (критический) - непроизносит более 5 звуков.

2. Лексический запас:

  1. существительные;
  2. глаголы;
  3. прилагательные.

3. Связная речь:

  1. составление рассказа по действию;
  2. составление рассказа по представлению;
  3. составление рассказа по серии сюжетных картин;
  4. составление рассказа по сюжетной картине;
  5. пересказ.

4. Чтение.


Список литературы:

  • Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
  • Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников - М.: 1963.
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2004.
  • Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии// Вопросы психологии. №4/19.
  • Швачкмн Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. - М.: Просвещение,1961.
  • Журова, Воронцова “Обучение дошкольников грамоте”, М., 2001.
  • Нефёдова, Узорова “Обучение чтению”, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда по обучению дошкольника основам грамоты.

Материал отвечает на многие вопросы, касающиеся подготовки ребёнка к школе....

программа кружка по развитию речи "Обучение дошкольника основам грамоты"

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Обучение дошкольников основам грамоты.

Прежде чем ждать помощи от родителей, надо поставить их на место  детей....

Обучение старших дошкольников основам геометрии по средствам 3d моделирование

Гармоничное развитие дошкольника невозможно без знакомства с основополагающими математическими и, в частности, геометрическими понятиями. Окружающий человека мир богат формами, и нужно ориентироваться...

Доклад на тему: «Технологический подход к обучению старших дошкольников основам игры в шахматы».

Почему стоит учить детей играть в шахматы? Обучая ребенка игре в шахматы, мы оказываем положительное влияние на многие сферы его развития. Игра в шахматы влияет на память, логическое мышление, формиру...

Кружок "Обучение старших дошкольников основам начального программирования с помощью мини-робота "Умная пчела"

В статье описаны цели и задачи кружка, предполагаемые результаты, календарно-тематическое планирование...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»

Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы  в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и прие...