Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Шпакова Валентина Николаевна

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко – буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко – буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточных дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречидвигательного взаимодействия, которая выражается в правильной артикуляцию звуков их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звука – буквенного анализа.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладение элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно – ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Основная цель: Подготовка детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_veselye_zvuki.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 

по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма

“Весёлые звуки”

Разработала программу

 Педагог высшей квалификационной категории

 Шпакова Валентина Николаевна


        «Основная задача обучения грамоте подготовительной группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова”

(Л. Е. Журова, Н. С. Васнецова «обучение дошкольников грамоте»)


Пояснительное записка


        Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко – буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко – буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточных дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречидвигательного взаимодействия, которая выражается в правильной артикуляцию звуков их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звука – буквенного анализа.

        Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.         

        Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладение элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно – ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

         Основная цель: Подготовка детей к школе. 

        Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятия первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики – высказывания в зависимости от речевых намерений.
        
Основными задачами данной программы является:
        1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова. 

  • Обучать детей звуковому анализу слов.
  • Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове. Усвоить смысла различительной у роль звуков в слове.
  • Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
    Учить обследовать звуковую структуру слова.
  • Научить детей пользоватся звуковой схемы слова.
  • Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.

        2. Ознакомление со слоговым строением слова. 

  • Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.

         3. Ознакомление со словесным составом предложения.

  • Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов предложений, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.

        4. Подготовка руки к письму. 

  • Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.

        5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышления. Продолжительность занятия 30 минут, количество занятий один раз в неделю.


1 квартал


Звукопроизношение


        1. Уточнить произношение гласных и наиболее лёгких согласных звуков вновь поступивших детей.

        2. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших Логопедическая группу.

Работа над слоговой структуры слова. 

  • Продолжить работу над трёх сложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин).
  •  Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост).
  • Работать над двухсложными словами с двумя стечениями согласных (планка).


Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных звуков, их признаках. Упражнять детей в различение гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

  • Закрепить представления о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твёрдости – мягкости, глухости – звонкости.

  • Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей выделении звука и слова.

  • Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа:
    мак, осы, лес.

  • Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон, мост, лиса, лист.

  • Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложение без предлога.

Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составляете графические схемы.


Развитие общих речевых навыков.

  •  Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
  • Продолжить работу по формированию правильной голоса подачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирование голоса, крика.
  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.
  • Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх – драматизациях.
  • Учить детей говорить в спокойном темпе.
  • Продолжить работу над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи.

Грамота

  • Упражнять детей в “печатании” и чтении слогов, слов с пройденными буквами.
  • Познакомить детей с буквами: У, А, И, Э, П, Т, К, М, О, Х, Й, Ы, С.

  • Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисование букв в воздухе.
  • Уточнить представления детей о том, чем звук отличается от буквы.
  • Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных ау, уа, ои, иа…, в чтении закрытых слогов типа: ап, ук, от; потом чтение открытых типа: пи, ко, та…
  • Учить читать слова: кот-кит-кок-ком; ток-мок-мак-как; мама-папа-пума-мука и т.д.
  •  Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающим элементом.
  •  Упражнять в нахождении правильно изображенных букв в ряду состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

Обучение связной речи.

  • Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  • Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение.
  • Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройдённых лексических тем.
  • Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  • Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.
  • Совершенствовать навык составления рассказов по картине и по серии картин.

Развития грамматического строя речи.

  • Совершенствовать умения детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: “деревья”, “овощи”, “фрукты”, “птицы”, “животные”, “одежды”, “обувь”, “головные уборы”).
  • Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных существительными, по практическому потреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи  (по указанным темам).
  • Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значение и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоге: из-под, из-за.
  • Уточнить понимание детьми значение глаголов с различными приставками (подкармливать, пригибать, подвязывать…) И начать обучать их образованию и практическому употреблению.
  • Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять существительными.

Художественно – творческая деятельность.

  • Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.
  • Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковый гимнастике, занимательных упражнениях, в работе с мозайками, конструкторами; трафаретами, обводками по контуру.
  • Развивать художественное восприятие произведений искусства.

Физическое развитие.

  • Формировать у детей потребность в ежедневной, активной двигательной деятельности.
  • Формировать правильную осанку.
  • Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.
  • Развивать у детей глазомер.
  • Совершенствовать основные движения, путём введения новых сложно координированных видов.

2 квартал
Звукопроизношение


  • Продолжать работу над  автоматизацией правильного произношения звуков у всех детей.
  • Формировать правильное произношение шипящих и сонорных звуков вновь поступивших детей.

Работа над слоговой структурой слова.

  • Работать над четырёхсложными словами из открытых  слогов (кукуруза)

Развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

  • Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
  • Упражнять детей в различение твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов в предложении.
  • Совершенствовать навыки выделение заданного звука и слова.
  • Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа.
  • Учить производить анализ и синтез слов из пяти звуков.
  • Совершенствовать навык звукового анализа слов, анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

Развития общих речевых навыков.

  • Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
  • Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  • Совершенствовать навык голосоведения, на мягкой атаки, спокойном темпе.
  • Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Грамота. 

  • Совершенствование у детей навыков “печатания” и чтения слогов, слов и предложений с пройденными буквами.
  • Познакомить детей с буквами: З, Н, Ц, Б, В, Д, Г, Ш, Е, Л, Ж, Ф, Ё, Р,.
  • Упражнять составление букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке  букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.
  • Обучать детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов, изографов.
  • Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, “дописывать” не законченные буквы, наложеные друг на друга.

Обучение связной речи.

  • Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана; по серии картин, по картине.
  • Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитаным, увиденным.
  • Учить использованию принятых норм вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре.
  • Совершенствовать навык пересказа.
  • Учить правильно строить и использовать в речи сложно – подчинённые предложения.

Развитие грамматического строя речи


  • Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.
  • Познакомить детей со способами словообразования.
  •  Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными.
  • Учить правильному употребление в речи относительных притяжательных прилагательных.
  • Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.
  • Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия.

 Художественно – творческая деятельность.

  • Развивать умение придавать различным сооружениям в конструировании из готовых форм устойчивость; замещать детали, совмещать их.
  • Обучать способам работы различными инструментами.
  • Продолжать развивать творческую активность детей.

Физическое развитие.

  • Совершенствовать координацию движений, равновесие.
  • Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе подвижных игр и выполнения различных физических упражнений.
  • Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковых гимнастиках, обводках, штриховках, играх с конструкторами.

3 квартал.

Звукопроизношение.

  • Закончить автоматизацию и дифференциацию всех звуков у детей.

Работа над слоговой структурой слова.

  • Работать над трёх –, четырёх – и пяти сложными словами со сложной звуко – слоговой структурой (градусник, перекрёсток).

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

  • Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, различение твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных, выделении звука и слова.
  • Закрепить умение проводить полной звуковой анализ слов типа: миска, машина.
  • Сформировать представление о том что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.
  •  Совершенствовать навык слогового анализа. Учить членить на слоги четырёх сложные слова.
  • Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  • Закрепить знания известных правил правописания.

Развитие общих речевых навыков

  • Развивать длительность речевого выдоха.
  • Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной варазительностью речи в повседневном общении.
  • Совершенствовать звучность и подвижность голоса.

Грамота

  • Закрепить навык “печатания” слогов, слов, предложений.
  • Познакомить детей с буквами: Ю, Ч, Щ, Я, Ь, Ъ.
  • Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.
  • Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга.
  • Выучить алфовит.
  • Обеспечить формирование первоначальных навыков овладения письменной речью.

Обучение связной речи

  • Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.
  • Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
  • Развивать умение отбирать для творческих рассказов самое интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
  • Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

Развитие грамматического строя речи

  • Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными.
  • Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
  • Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
  • Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.

Художественно-творческая деятельность

  • Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах.
  • Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.

Физическое равитие

  • Продолжать развивать моторику в пальчиковых гимнастиках, работах с трафаретами.
  • Формировать навыки правильной осанки при статичных положениях и передвижениях в играх.
  • Поощрять проявления самостоятельности детей в организации игр.
  • поддерживать интерес к различным видам спорта.

Сотрудничество с родителями дошкольников

        Семья и образовательные учреждения предстваляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо их взаимодействие.

        К сожалению, чаще всего работа с родителямив дошкольных образовательных учреждениях ведется только по тем направлениям педагогической пропаганды, при которых семья является объектом воздействия.

В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

        Для устранения этого пробела я использую такие модели взаимодействия с родителями:

  • Образовательная модель, ориентированная не только на формировании у родителей позитивного отношения к дополнительному образованию, но и на их активное участие в образовательном процессе.

        В рамках этой модели использую следующие формы взаимодействия с семьей:

  • Занятия с родителями, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка и в сфере предлагаемых программой занятий. Родители должны понять, чем дети занимаются, и в силу своих возможностей разввивать и поддерживать то, чему их учат.
  • Участие родителей в образовательной деятельности: родители выбирают тему из близкой им области знанийи готовят занятие вместе со своим ребенком. Важно, чтобы это был не рассказ, а действо - конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно участвуют все дети.

        2. Модель чувственной коммуникации, предполагающая создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих ребенку обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои чувства, при чем как позитивные, так и негативные. Это помогает человеку жить в гармонии с самим собой,  а следовательно и с окружающими.

        Также в течении года по квартально проводится “открытые” занятия для родителей.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во занятий

Месяц

1

Закреплять понятие детей о слове. Выделение первого звука в слове.

1

Октябрь

2

Звук и буква А. Гласные звуки. Печатание буквы А.

Правило: звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и читаем!

1

3

Звуки буква У. Письмо: буква У, штриховка.

1

4

Звуковой анализ и чтение АУ. Печатание: АУ, УА. Первый звук в словах.

1

5

Звук и буква И. Королевство гласных. Письмо изученных букв: АУИ, ИУА,УИА, ИА.

1

6

Звуки А, У, И.

Правило: сколько в слове гласных, столько же и слогов.

Деление слов на слоги.

1

7

Звук и буква М.

Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие).

Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ и т.д.

Печатание буквы М; слогов: АМ, УМ, ИМ, МИ; слова МА-МА.

2

8

Гласный звук и буква О. Назови последний звук в словах: окно, тепло. Печатание под диктовку: О, ОМ, МО, О. Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО, МУ, МА. Звуко-буквенный анализ слогов.

1

9

Звуки Х, Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа:мох, пух... Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ. Печатание:

1. Буквы Х

2. Слоги и слова под диктовку: АХ, МАХ, ОХ, МОХ, УХ, МУХ.

1

Ноябрь

10

Буква Х (зан. №2)

Деление на слоги (1, 2, 3 слога). Выделение звука Х: в начале слова, в конце, в середине слова.

Печатание: слоги - АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХА, ХО;

слова - МАХ, МОХ, УХО, МУХА.

Чтение слов и слогов.

1

11

Звук и буква Ы. Образование множественного числа существительных.

Печатание: 1. Буквы Ы.

2. Слоги - ЫМ, ЫХ, МЫ, ХЫ.

Чтение предложений.

1

12

Звуки Н, Нь.Гласные и согласные звуки. Нахождение места звука в слове. Чтение слогов: АН, УН, ИН -НА, НУ.

Согласные: твердые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА.

Печатание: 1. Буква Н.

2. Слоги - АН, НА, УН, НУ, ИН.

1

13

Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Выделение начального согласного звука. Развитие мелкой моторики.

1

14

Звуки: С, Сь. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц. Определение звука в слове. Упражнения с разрезной азбукой. Составление предложений. Количество слов в предложении. Печатание предложений. Правила:

1. Начинай предложение с большой буквы!

2. Слова пиши отдельно друг от друга!

3. В конце предложения ставь точку!

4. Имена людей пиши с большой буквы!

Чтение предложений.

3

15

Звуки П, Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. Согласные звуки (звонкие-глухие, твердые-мягкие). Чтение слоговых таблиц.

2

Декабрь

16

Звуки К, Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений. Игра “Живые Звуки”.

2

17

Звуки Т, Ть. Буква Т. Правило: Имена людей пиши с большой буквы!

(повторение). Звуко-буквенный анализ слов:КОТ, КИТ. Печатание под диктовку: кот, кит, киты, Ната, Тома. деление слов на слоги. Определение места звука в словах.

2

18

Звуки Р, Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. Выделение заданного звука из слов. Работа в прописях и с разрезной азбукой. Скороговорки.

2

19

Звук и буква Ш. Развитие слухового внимания в игре “Запомни, повтори”. Чтение звуковых таблиц. Звуковой анализ слов. Печатание под диктовку слов: каша, кашка, кошка, мошка, мишка.

Чтение рассказа “Кошка и мышка”. Пересказ.

1

Январь

20

Закрепление. Правило: ши - всегда пиши с буквой И! Чтение слов со слогом -ши-. Чтение и печатание предложений.

2

21

Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра “Наоборот” (замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложений с заданными словами. Игра “Собери предложение”.

2

22

Звуки Л, Ль. Буква Л. Опредение места звука в словах. Чтение слов, слогов, предложений. Работа в прописях.

2

23

Дифференциация р/л. Развитие фонематического слуха. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов.

1

24

Итоговое занятие. Гласные и оглсные буквы. Чтение рассказа. Отдагай и допиши буквы.

1

Февраль

25

Звуки Б, Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность звуков в словах и слогах. Звуковой анализ слов: БИМ, БОМ, БАНТ, БИНТ. Профилактика дисграфии. Буквы “сломались”. Звонкие согласные.

1

26

Дифференциация п/б. Звонкие иглухие согласные. Профилактика дисграфии. Собери предложение. Игра “Какая буква пропущена?” (п/б)

1

27

Звуки З, Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт. Игра “Закончи слово”. Работа в прописях.

1

28

Дифференциация з/с. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С, ЗА. Составление рассказа-описания. Работа в прописях. Чтение слов, слогов, предложений.

1

29

Звуки В, Вь. Буква В. Развитие фонематического слуха в игре: “Запомни и повтори”. Деление слов на слоги. Чтение слоговой таблицы. Кроссворд. Чтение небольшого рассказа. Ответы на вопросы.

1

30

Звуки Д, Дь. Буква Д. Скгороговорнки. Звуко-буквенный анализ слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Чтение небольшого рассказа и пересказ. Схема предложения.

1

31

Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные. Подбор слов к схеме. Игра “Наоборот” (развитие фонематического слуха).

1

32

Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. Профилактика дисграфии. Множественное число существительных. Кроссворд.

1

Март

33

Дифференциация г/к. Единственное число существительных. Составление вопросов. Работа в прописях.

1

34

Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. Чтение слов и слогов. Правило: Жи, как и Ши пишестся с буквой И! Изменение глагола по времени. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.  Игра “Потерялась буква”. Скороговорка о жуке. Подбор слов к схеме.

1

35

Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений. Слова-предметы, слова-действия. Составление предложений.

1

36

Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов. предложений. Работа в прописях.

1

37

Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов. Подбор предметов к действию. Слова-признаки. Составление слов из слогов.

1

38

Мягкий согласный Й (мой, твой). Подбор признаков. Изменение слов по образцу. Подбор слова к схеме. Разучивание отрывка из стихотворения.

1

39

Звук и Буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и женского рода. Родственные слова. Чтение рассказа, составление вопросов, пересказ.

1

40

Дифференциация с/ц. Чтение слоговых рядов. Профилактика слоговых рядов. Работа над предложением.

1

Апрель

41

Буква Ф. Чтение слов и предложений. Составление слов из слогов. Работа в прописях.

1

42

Дифференциация в/ф. Звонкие и глухие согласные. Профилактикка дисграфии. Графический диктант.

1

43

Гласная буква Я. Твердые и мягкие согласные. Звуко-буквенный анализ слов. Составление и письмо предложений (моя, мой, моё). Чтение рассказа и пересказ.

2

44

Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств. Чтение и письмо. Чистоговорка.

1

45

Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо. Чистоговорка. Изменениее предложений по образцу. Изменение слов по смыслу. Сооставление слов из слогов.

2

46

Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу. Чистоговорки. Профилактика дисграфии. Работа в прописях.

2

Май

47

Ь знак. Твердные и мягкие согласные. тение и пересказ небольшого рассказа. Схема предложения. Единственное и можественное число существительных.

1

48

Звук ии буква Щ. Правило: запомни, что звук Щ, как Ч, всегда мягкий! Чтениелов и скороговорки. Изменение действий по образцу. Образование названия людей по профессии.

1

49

Буква Ъ. Изменение слов по образцу.

1

        Послебукварное чтение

Чтение и пересказ небольших текстов.

Ребусы, кроссворды, загадки, чистоговорки.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Всего: 64 занятия.


Мониторинг

        Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в началеи в конце).

        Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований, а затем проаналзировав причины отдельных пробелов, недоработок, наметить пути их исправления. В воей диагностике я основываюсь на основной программе  “Истоки” под ред. Л.А. Парамоновой, а также наблюдения за детьми, вопросы, отдельные тестовые задания (Е.В. Колесникова “Тест для детей 6-ти лет”, “Готов ли ваш ребёнок к школе?”. - М.: “Ювента”, 2001)

        Обследуется речь по следующимпризнакам:

1. Звукопроизношение и фонематическое восприятие:

  • В (высокий) - произносит все звуки;
  • Д (достаточный) - не произносит 1-2 звука;
  • С (средний) - не произносит от 2 до 5 звуков;
  • К (критический) - непроизносит более 5 звуков.

2. Лексический запас:

  1. существительные;
  2. глаголы;
  3. прилагательные.

3. Связная речь:

  1. составление рассказа по действию;
  2. составление рассказа по представлению;
  3. составление рассказа по серии сюжетных картин;
  4. составление рассказа по сюжетной картине;
  5. пересказ.

4. Чтение.


Список литературы:

  • Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
  • Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников - М.: 1963.
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2004.
  • Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии// Вопросы психологии. №4/19.
  • Швачкмн Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. - М.: Просвещение,1961.
  • Журова, Воронцова “Обучение дошкольников грамоте”, М., 2001.
  • Нефёдова, Узорова “Обучение чтению”, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда по обучению дошкольника основам грамоты.

Материал отвечает на многие вопросы, касающиеся подготовки ребёнка к школе....

программа кружка по развитию речи "Обучение дошкольника основам грамоты"

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Обучение старших дошкольников основам геометрии по средствам 3d моделирование

Гармоничное развитие дошкольника невозможно без знакомства с основополагающими математическими и, в частности, геометрическими понятиями. Окружающий человека мир богат формами, и нужно ориентироваться...

Доклад на тему: «Технологический подход к обучению старших дошкольников основам игры в шахматы».

Почему стоит учить детей играть в шахматы? Обучая ребенка игре в шахматы, мы оказываем положительное влияние на многие сферы его развития. Игра в шахматы влияет на память, логическое мышление, формиру...

Кружок "Обучение старших дошкольников основам начального программирования с помощью мини-робота "Умная пчела"

В статье описаны цели и задачи кружка, предполагаемые результаты, календарно-тематическое планирование...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»

Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы  в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и прие...

Парциальная программа спортивно-патриотической направленности "Обучение старших дошкольников основам фланкировки"

Педагогическая целесообразность программы имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, представляющую собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов пед...