План по самообразованию «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Гойдина Светлана Константиновна
Цель: 
Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы.
Воспитание гармонично развитой личности ребенка.
 
Задачи:
Формирование у дошкольников личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русской народной культуры, традиций.
Ориентировать членов семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovanyu_srednyaya_gruppa.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

детский сад №15 «Аистёнок»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА:

«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Разработала воспитатель:

Гойдина С. К.

средняя группа

Пушкино

2017

Цель: 

  • Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы.
  • Воспитание гармонично развитой личности ребенка.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
  • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русской народной культуры, традиций.
  • Ориентировать членов семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
  • Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.
  • Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества.

Актуальность темы :

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен»

                                                                                                    Н. М. Карамзин.

        Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

        В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.

Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

        Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

        Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

        Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

1. Знакомство с русской избой.

Цель: проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа.

2. Лепка на тему: «Русская изба».

3. Знакомство с народными песенками. Разучивание потешки «Наш козел»

4. Отгадывание загадок об овощах.

Консультация на тему: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Папка – передвижка по теме: «Как приобщить ребенка к русской культуре»

Октябрь

1.Народная игрушка- матрешка»

Цель: познакомить с русской народной игрушкой как с символом русского народного искусства.

2. Рисование «Матрешка»

3. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»

Цель: познакомить с предметом обихода - скалкой.

4. Лепка «Скалочка»

Открытое занятие «Веселая матрешка»

Сообщение для родителей по теме: «Матрешка и её история»

Ноябрь

1. Знакомство с русской печкой.

Цель: познакомить детей с русской печкой, донести до них всю значимость печи в избе.

2. Рисование: «Русская печь».

3. Знакомство с глиняной посудой, используемой на Руси.

4. Лепка горшка и чашки.

5. Знакомство со сказкой «Три медведя»

Консультация на тему: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Декабрь

1. Зимние забавы

Цель: познакомить детей с русскими народными зимними играми.

2. Рисование: «Морозные узоры».

3. Аппликация: «Ёлочные игрушки».

4. Народная игра «Я гуляла с вами, теперь села в сани».

5. Пальчиковая игра «Перед нами ёлочка».

Оформление картотеки  «Зимние забавы»

Памятка «Основные семейные традиции»

Январь

1. Тряпичная кукла

Цель: познакомить детей с тряпичной куклой, их разновидностями.

2. Рассматривание презентации «Игрушки на Руси»

3. Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы

Консультация «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Февраль

«Масленица пришла»

Цель: познакомить детей с народными праздниками и традициями.

1. Лепка: «Блины для Масленицы».

2. Слушание р.н. песни «Ой, блины мои, блины».

3. Беседа о традиции охраны родной земли, своей Родины.

4. Рисование «Мой папа»

Оформление сборника «Русские народные пословицы и поговорки»

Рекомендация «Русская народная мудрость в воспитании».

Март

«Русский сарафан»

Цель: познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому.

1. Чтение К. Ушинский «Как рубашка на Руси выросла»

2. Рисование: «Русские красавицы».

3. Д/и с бумажными куклами Рисование: «Русские красавицы».

4. Объяснение пословиц: «Сердце матери лучше солнца греет», «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».

Папка-презентация «История русского наряда»

Апрель

Презентация «Пасха – светлое Воскресенье Христово».

1. Аппликация: «Украшение яиц».

Слушание колокольного звона – аудиозапись.

2. Игра «Чьё яйцо дольше прокрутится», «Стуканье яиц».

3. Лепка: «Козонька рогатая, козонька бодатая».

4. Чтение сказок «Два козлика», «Две козочки».

5. Игра «Шла коза по лесу».

6. Викторина «Сказки нашего детства».

 Консультация «Влияние русских народных сказок на воспитание детей»

Консультация для родителей на тему: «Как правильно читать сказки».

Май

«Звуки природы»

Цель: познакомить детей с природой России

1. Рисование: «Люблю берёзку русскую…».

2. Музыкально-хороводная игра «Ай, да березка белая»

3. Слушание русской народной песни «Ах ты, березка».

4. Беседа: «Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем, и березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем»

5. Волшебная дудочка»

Цель: познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию.

Консультация «Мы живём в России»

Изучение методической литературы по теме самообразования

1. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки /Дошкольное воспитание-№7-2007С.

2. Князева О. П., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  Санкт-Петербург, 1999.

3. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание-№3-2007-с. -46-52

4. Рякина И. В. «Народные праздники» Екатеринбург, 2011г

5. Соломенникова О. А. «Радость творчества» М.:Мозаика-синтез, 2008г

Практические выходы

1. Открытое занятие по художественно-эстетическому занятию. Рисование на тему: «Веселая матрёшка».

2. Проведение мастер-класса для педагогов. Тема: «Тряпичная кукла».

3. Консультация для педагогов на тему: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры», «Влияние русских народных сказок на воспитание детей».

4. Оформление картотеки  «Зимние забавы», «Русские народные пословицы и поговорки».

5. Выставка работ. Тема: «Русская матрешка», «Русские красавицы», «Люблю березку русскую».

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Истоки русской народной культуры», «Роль куклы в воспитании дошкольников», «Как правильно читать сказки»,  «Любовь к родному краю». Оформление памятки «Основные семейные традиции» и рекомендации «Русская мудрость в воспитании». Оформление папки-передвижки. Тема: «Матрешка и её история», «История русского наряда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический годовой план по теме самообразования "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

План для младшей группы на 2012-2013 год.   P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...

План по самообразованию «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Цель:  Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы. Воспитание гармонично развитой личности ребенка. Задачи: Формирование у ...

План работы по самообразованию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

План работы по самообразованию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...