Дидактический синквейн, как инновационная технология, для развития образной речи в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ.
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (подготовительная группа)

Николаева Елена Владимировна
 
       Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синкваейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
       Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он учит краткому пересказу, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Составить синквейн получается у всех. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Используя данную технологию, ребенок достаточно хорошо овладеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;  у ребенка складываются предпосылки грамотности; творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок; дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;они способены договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты; у воспитанников проявляет любознательность, задает вопросы (почему? зачем? как?) взрослым и сверстникам; ребенок способен к принятию собственных решений.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №21» г. Смоленск Дидактический синквейн, как инновационная технология, для развития образной речи в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ. Николаева Елена Владимировна Воспитатель группы №4 «СВЕТЛЯЧКИ»

Слайд 2

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает Античная поговорка

Слайд 3

Цель: Дать представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн». Раскрыть значение этой технологии в обогащении и активизации: глагольного словаря словаря прилагательных в грамматическом оформлении фразы, в развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности

Слайд 4

Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синкваейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слайд 5

Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; у ребенка складываются предпосылки грамотности; творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы (почему? зачем? как?) взрослым и сверстникам; ребенок способен к принятию собственных решений .

Слайд 6

Актуальность использования синквейна Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности и, помогающая оптимизировать работу педагогов в условии интеграции с детьми с ОВЗ. В третьих, является диагностическим инструментом, В четвертых, он гармонично вписывается в работу по развитию образной речи и лексико-грамматической стороны речи.

Слайд 7

В пятых, способствует обогащению и актуализации словаря; В шестых, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; В седьмых, носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление); В восьмых, используется для закрепления изученной темы; В девятых, является игровым приемом. И наконец, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Слайд 8

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Слайд 9

Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – пятистрочная стихотворная форма. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является эффективным приёмом развития речи. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Слайд 10

Что такое синквейн? Синквейн – это средство творческого самовыражения. Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Синквейны можно сочинять на разные темы.

Слайд 11

«Значение слова есть феномен мышления» Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь»

Слайд 12

1 слово – предмет 2 слова – определение 3 слова – действие 4 слова – предложение 1 слово – ассоциация Правила написания синквейна: Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку.

Слайд 13

Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные или причастия. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы или деепричастия описывающие действия (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово – резюме. Вывод, итог. Суть описываемого предмета. (Кто? Что?)

Слайд 14

I этап – подготовительный Цель: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Слайд 15

Формы организации: Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Дидактические игры (настольно-печатные материалы). «Лото Профессии», «Лото Сказки» «Ассоциации» и др. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие).

Слайд 16

II этап – основной Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Алгоритм составления синквейна для дошкольников:

Слайд 17

III этап – практический Цель : Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое. Осень Весёлая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!

Слайд 18

Для закрепления алгоритма синквейна дети сами выкладывали схему «ёлочку»

Слайд 19

Модель синквейна Слово-предмет (тема) Слова-признаки по теме. Слова- действия по теме. Предложение по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет

Слайд 20

Составление синквейна по предметной картинке Апельсин. Круглый,оранжевый. Растёт,весит, зреет. Я люблю апельсин. Фрукт.

Слайд 21

Ребята сами составляли синквейн, а записывали его с помощью взрослого.

Слайд 22

«Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навык» И.П. Волков

Слайд 23

Выводы о синквейне: Синквейн – это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательной деятельности .

Слайд 24

Выводы о синквейне: Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн учит краткому пересказу, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Синквейн это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Составить синквейн получается у всех. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных ст ихов.

Слайд 25

Список литературы: Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5, 2005. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009. Ушакова О.С., СтрунинаЕ.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005. Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.

Слайд 26

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Характеристика дидактических игр и упражнений, влияющих на развитие образности речи детей»

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания.          Сущность...

Конспект открытого занятия Тема: «Интегрированное использование инновационных технологий в виде современной игрушки «Банчемс» в работе с детьми с ОВЗ»

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в коррекционно-педагогиче...

Дидактический синквейн, как инновационная технология, для развития образной речи в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ.

Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Практический материал.

Пальчиковые игры с предметами используются в коррекционной работе с детьми  с нарушением зрения. Пальчиковые игры в стихотворной форме с предметами (карандаши, крупа, орехи, каштаны, фасоль, горо...

Синквейн, как инновационная технология для развития образной речи в работе с детьми ОВЗ

Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи»

laquo;Синквейн» - это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме....