ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН , как инновационный подход для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
презентация по развитию речи
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН , как инновационный подход для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.
В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.
Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет
активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием не рифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Инновационность данного метода - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.
Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
(Слайд 2) Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн-это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.
Цель обучения составлению синквейна - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.
(Слайд 3) В чем же актуальность технологии «дидактический синквейн»?
- является игровым приёмом;
- способ самовыражения – синквейн получается у всех!
- вид новой творческие речевой деятельности, основанной на развитии интеллектуальных возможностях (так, как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). Так же он учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль (интеллектуально - мыслительная деятельность);
- обогащает словарный запас;
- средство обучения краткому пересказу;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);
- облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;
- способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
(Слайд 4) При составлении синквейна решаются следующие задачи:
- Уточнение, расширение, активизация словаря.
- Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
- Дети учатся согласованию слов.
- Дети знакомятся с понятием «предложение».
- Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений.
- Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по теме.
- Развитие ассоциативного мышления и образной памяти
( слайд 5) Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный.
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: « слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение графического изображения в виде ёлочки.
Через какие же формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря по словам предметам, признакам и действиям:
- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть в свободное время.
- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и другие.
- Игры малой подвижности («Где мы были не скажем, а Что мы делали покажем», «Живые слова» и другие)
II Этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
«Чужое слово». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.
Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.
III этап практический.
Самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам с использованием наглядно-методического пособия.
(слайд 6) Правила составления синквейна
- Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Синквейн состоит из пяти строк. Его форма напоминает ёлочку. (Слайд 7,8)
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Итак, Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
В чём же его эффективность? (слайд 9)
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. (слайд10)
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. (слайд 11)
Технология «дидактический синквейн» сочетает в себе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, так как его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников. (слайд 12)
В завершении предлагаю вместе с Вами составить синквейн «Семья» (Слайд 13)
Семья
- Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
- Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
- Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
- Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
Ещё я подготовила несколько «синквейн – загадок» (слайды 14, 15 отгадка
16, 17 отгадка, 18, 19 отгадка)
Спасибо за внимание! Слайд 20
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 850.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово синквейн (англ. Cinquain ) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам
это игровой метод; способ самовыражения – синквейн получается у всех! вид новой творческие речевой деятельности; обогащает словарный запас; средство обучения краткому пересказу; носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление); облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). В чем же заключается актуальность технологии «дидактический синквейн»?
обогащать актуализировать словарный запас детей развивать творческие способности учить детей определять грамматическую основу предложения развивать высшие психические функции При составлении синквейна решаются следующие задачи:
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно III этап II этап I этап I этап – предварительный. Создание речевой базы III этап – практический. Самостоятельное составление синквейна с детьми. II этап – основной. Составление синквейна . Работа с готовым синквейном .
Правила составления синквейна Первая строка – одно слово –предмет ; Вторая строка – два слова –признаки ; Третья строка – три слова –действия ; Четвёртая строка – фраза из нескольких слов; Пятая строка – слова – ассоциации.
Синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово
Виды схем синквейна
Пример синквейна , выполненный ребенком с ОВЗ (ТНР) Котёнок Рыжий, пушистый Играет, спит, ест Он мой любимец 5. Домашнее животное
Пример синквейна , выполненный ребенком с ОВЗ (ТНР) Дом Большой, красивый Защищает, греет Нужен всем людям 5. Убежище
Пример синквейна , выполненный ребенком с ОВЗ (ТНР) 1.Рыбка золотая Золотая, быстрая. Плавает, исполняет желания. Радует всех. Волшебная. 1. Кукла. 2. Нарядная, мягкая. 3. Говорит, сидит, играет. 4. Моя дочка. 5. Игрушка. 1. Апельсин Круглый, вкусный. Катится, растёт, зреет. Чебурашка очень любит их. 5. Оранжевый.
Пример синквейна , выполненный ребенком с ОВЗ (ТНР) 1. Лиса Рыжая, хитрая. Бегает, живет в норе. Обманула Колобка. 5. Лесная обманщица.
Синквейн «Моя семья»
Синквейн -загадка 1. ? 2. Cерый, колючий. 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек. 5. Лес.
Синквейн -загадка
Синквейн -загадка ? Добрый, отзывчивый. Помогает, спасает, исцеляет. Всегда придет на помощь. 5. Доктор.
Синквейн -загадка
Синквейн -загадка 1. ? Страшный, усатый. Рычит, кричит, усами шевелит. Испугал всю звериную семью. 5. Насекомое.
Синквейн -загадка
Найко Диана Викторовна, учитель-логопед МБДОО №2 «Ромашка» ст. Гиагинской diana.rusina.1988@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью педагогической идеи является овладение детьми речью как средством общения и культуры при...

Индивидуальный подход к развитию речи детей дошкольного возраста
В статье освещены методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста....

Консультация "Инновационные подходы к развитию речи детей младшего возраста в ДОУ в рамках ФГОС"
В последнее время мы (педагоги) все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет воспитат...
Презентация на тему: "Синквейн - как новая технология в развитии речи детей дошкольного возраста"
Актуальность данного метода«СИНКВЕЙН» заключается в том, что на сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста , чт...

Консультация для педагогов "Нетрадиционный подход к развитию речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности"
Консультация для педагогов "Нетрадиционный подход к развитию речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности"...

Современные технологии и подходы к развитию речи детей дошкольного возраста
В мире на детей ежедневно выливаются тонны самой разнообразной информации. Сейчас уже практически не встретишь фильмоскопов, рассказанных мамами или бабушками сказок на ночь и уютных вечерних посидело...
Современные технологии и подходы к развитию речи детей дошкольного возраста
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению современных педагогических технологий и методов во всех видах детской деят...
