Индивидуальный подход к развитию речи детей дошкольного возраста
консультация на тему

Капорова Татьяна Николаевна

В  статье  освещены  методы  и  приёмы  развития  речи  детей  дошкольного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Индивидуальный подход к развитию речи детей дошкольного возраста»

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книги и спектакли.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Слушая рассказ ребёнка, взрослые имеют возможность закрепить правильное произношение звуков, трудных слов. Для этого лучше не перебивать ребёнка, а тактично поправить в конце рассказа. При этом  не следует повторять ошибку ребенка, лучше неоднократно произнести слово в правильной форме и предложить ребёнку повторить.

Полезны  следующие методы и приемы развития речи детей:

1. Упражнения на составление предложений с трудными словами (пальто, кофе, пианино, какао).

2. Словесные упражнения (согласование слов в роде и числе).  Например, что голубое? О чем еще можно сказать, что  оно  голубое?   Она  голубая?

 «Закончи предложение», например, пловец ныряет глубоко, а водолаз глубже.

3. «Измени слово по образцу» (Красивый – красивее).

 Я хочу, мы хотим. Стрелять! – мы стреляем; скакать – скачем; ездить – ездим; жечь – жжем.

4. «Что напутал Буратино?» Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходит Буратино. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению.

5. Игры и упражнения «Кто больше скажет слов о предмете?»

                6. Упражнение «Что сначала, что потом» Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий. Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода

Самой важной ступенью развития речи является дошкольное образование...

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей»

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по т...

«Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:- сохранение и укрепление здоровья детей, используя  индивидуальный подход к каждому ребёнку....

Индивидуальный подход к развитию речи детей

Индивидуальный подход к развитию речи осуществляется на фронтальных занятиях, в игровых и режимных моментах и собственно индивидуальная работа....

Индивидуальный подход к развитию речи детей.

Индивидуальный поход к развитию речи детей....

Современные подходы к организации занятий по развитию речи детей дошкольного возраста.

Сегодняшнее время требует от нас, педагогов, новых технологий в обучении воспитании и образовании детей. Введение новых образовательных стандартов ставит серьезные задачи, заставляет нас искать новые ...