Современные подходы к организации занятий по развитию речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сегодняшнее время требует от нас, педагогов, новых технологий в обучении воспитании и образовании детей. Введение новых образовательных стандартов ставит серьезные задачи, заставляет нас искать новые подходы к образовательному процессу. Наша Гимназия действительно своеобразна и во многом неповторимая школа. Гимназический комплекс №56 включает в себя шесть зданий – подразделений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._sovremennye_podhody_k_organizatsii_zanyatiy.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации занятий

             по развитию речи детей дошкольного возраста.

             Сегодняшнее время требует от нас, педагогов, новых технологий в обучении воспитании и образовании детей. Введение новых образовательных стандартов ставит серьезные задачи, заставляет нас искать новые подходы к образовательному процессу. Наша Гимназия действительно своеобразна и во многом неповторимая школа. Гимназический комплекс №56 включает в себя шесть зданий – подразделений.

Одним из таких подразделений   является Дошкольное отделение, которое расположилось на живописном Крестовском острове. В состав Гимназии оно вошло в 2004 году.  Бережно, тепло и заботливо приняла школа малышей. На момент создания Дошкольного отделения я работала педагогом дополнительного образования, руководителем театральной студии средней школы. Администрация Гимназии предложила мне организовать работу с малышами, чтобы поддержать ДО, включить   дошкольников в годовой круг праздников и традиций.

Я подумала и согласилась, организовав театральную студию «Малышок» на базе дошкольного отделения. Для работы с дошкольниками я взяла программу Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников», которая была выпущена   московским издательством «ВЛАДОС» в 2001г.  Эта программа была мною модифицирована и адаптирована на малышей. Главная идея, которая пронизывает все занятия, – это ИГРА.

Детство - это игра, игра – это детство.

Как сказал великий Ф.Шиллер: «Два рода деятельности поднимают ребенка над сиюминутной реальностью в высшие сферы духовной жизни – игра и искусство»

В игровой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение.

Именно в игре ребенок совершает прорыв из области реально существующего «здесь и теперь» в область воображаемого. В игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу.  С помощью образов, громкой речи и игровых действий удерживает идею игры, создает сюжет и следует ему, строит поведенческие коллизии. Но самое главное, в игре дошкольник учится относиться к придуманному им миру, как к настоящему, со всей серьезностью. Играя, он остается на стыке реального и игрового мира, занимает две позиции: реальную - ребенка и условную – взрослого. Это основное достижение игры. Она оставляет после себя вспаханное поле, на котором могут произрастать плоды теоретической деятельности - искусство и наука.

Главное - сюжетно-ролевая игра порождает у ребенка стремление самореализации, к самовыражению.

В игре дети: - обучаются,

                       - развиваются,

                       - воспитываются;

 поэтому моя программа строится на основе ИГР.

Программа включает в себя несколько разделов:

Первый раздел - «Театральные игры» – направлены на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Игры этого раздела делятся на два вида:

                       - общеразвивающие,

                       - специальные, театральные игры.

Второй раздел - «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры, развивающие свободу и выразительность телодвижений.

Третий раздел - «Культура и техника речи» - объединяет игры   направленные на развитие дыхания, свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В этот же раздел включены игры со словом.  

  Игры делятся на: - дыхательные,

                                     - артикуляционные,

                                     -  дикционные, интонационные,

                                     - творческие игры со словом.

Четвертый раздел – «Логоритмика» включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движением, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, игры на основе стихотворного текста, учат координировать движения со словом, что способствует речевому развитию детей.

Пятый раздел – «Основы театральной культуры».  В раздел включены темы:

- особенности театрального искусства;

-виды театрального искусства;

-рождение спектакля;

-театр снаружи и изнутри;

-культура зрителя.

Шестой раздел – «Работа над спектаклем»

 Является вспомогательным, базируется на авторских сценариях, включает в себя следующие темы:

                                    - знакомство со сказкой, сценарием, пьесой;

-от игры к спектаклю.

Практика показала, что особенно большое внимание необходимо уделять развитию речи у детей. Речь – основа коммуникативной деятельности человека, способ его социализации. Последнее время, к сожалению, увеличилось количество детей, имеющих недоразвитие речи или различные патологии. В связи с чем, особенно востребованной становится работа по коррекции речи детей, по развитию речи, обогащение словаря на основе логоритмики. Логоритмика сочетает в себе движение, речь, музыку, способствует нормализации моторики, темпо-ритмической стороны речи. Через игру, добиваясь четкости в движениях, развивая координацию, мы помогаем детям справиться с нарушениями в речевом развитии.

С момента прихода в дошкольное отделение я разрабатывала комплекс простейших упражнений и игр, которые были направлены на подготовку артикуляционного аппарата к активной речевой деятельности. Мне понадобилась помощь музыкального руководителя. Вместе мы пришли к выводу, что проведение артикуляционной гимнастики, логоритмических игр успешней проходят под музыку, которая вовлекает ребенка в игровое действие. В связи с этим, возникла идея соединить два вида деятельности: музыкальную и речевую. Так было положено начало создания комплексных занятий, которые включали в себя: театральные, речевые, музыкальные игры. Первым опытом в этом направлении стало создание комплексного занятия по сказке Л. Муур «Крошка Енот» для детей дошкольного возраста. Сценарий был создан в стихотворной форме, адаптирован с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Сегодня мы разработали целый комплекс таких интегрированных занятий. Сюда входят: «Крошка Енот» Л. Муур, «Елка» Сутеева, «Приключение кузнечика Кузи» по музыкальной сказке Ю. Антонова, М. Пляцковского. В настоящее время наша копилка пополнилась новым авторским стихотворным сценарием по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок».  

В коррекционной работе с дошкольниками я тесно сотрудничаю с логопедом, работающим в дошкольном отделении от ППМС-центра, которая дает мне профессиональные советы и рекомендации по решению тех или иных логопедических вопросов. В настоящее время в дошкольном отделении осуществляется проект «Развитие речи дошкольников через логоритмические музыкальные и театральные игры». В реализации проекта участвуют: педагог ЦДО, музыкальный руководитель ДО, воспитатели, логопед. Работая в комплексе, мы добиваемся больших результатов. Надеюсь, что наш опыт интеграции основного дошкольного образования и дополнительного образования в ДОУ, наша творческая работа во взаимодействии нескольких служб Академической Гимназии №56 ЦДО, ДО и ППМС – цента будет интересна педагогам, которые работают с детьми и решают проблемы связанные с развитием речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья "Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Теоретическо-практический семинар"современные подходы в организации работы по развитию речи детей"

Разработан план семинара, выделены цель и задачи, дано содержание семинарских занятий: форма проведения,тема, время, цель и ход занятия....

Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Материал содержит информацию об актуальности проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, условия успешного речевого развития детей, аналитическую справку по результатам тематического контро...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация занятий по развитию речи детей раннего возраста...

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Представлен опыт организации сюжетно-ролевой игры в детском саду со старшими дошкольниками....

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...