Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Титаренко Наталия Николаевна

Представлен опыт организации сюжетно-ролевой игры в детском саду со старшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. А основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Так же в игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница»«Магазин»«Семья»«Гости».

У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, оператор и т.д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи»«Путешествия»«Служба спасения» и т.д. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из теле и кино фильмов. Кино и телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников. (Человек-паук, энгрибёрдс, Черепашки Ниндзя, телеведущая и т.д.). Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения. 

Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно- ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр меняется с изменениями социума.

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой или к накопительству, потому что иметь как можно больше трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.

Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим (как это было раньше — дворовые игры) Современному ребенку негде научиться играть.

В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада.

Обучение игре представляется естественной помощью воспитателя ребенку. Она включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры.

Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

Современный педагог должен обратить внимание:

Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.

В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:

  1. совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;
  2. самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активации.

Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры.

Как же играть с детьми?

Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор), на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции), конец игры (было ли логическое завершение и т.д.) С изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры воспитателя, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.

Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные.

Прямые включают приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:

  • принятие на себя роли (участие педагога в игре как равного партнера);
  • разъяснение;
  • совет (педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т.д.);
  • помощь в решении спора;
  • показ различных способов игры.

Нарастание самостоятельности детей в игре зависит от руководства игровой деятельностью педагогом.

Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре). Далее, педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывания сюжета). Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх). Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринужденным.

Косвенные приемы:

  • создание условий для активации самостоятельной игры детей:
  • оснащение и творческое преобразование развивающей предметной среды (в предметно-игровой среде детского сада равномерно должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.);
  • формирование системы необходимых знаний о социальной действительности, отражаемой в игре; (через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и т.д.);
  • создание игровой ситуации;
  • наблюдение за игрой детей.

Для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте педагог должен использовать обе группы приемов. В младшем возрасте с преобладанием прямых приемов, в старшем возрасте — косвенных. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя:

  1. Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результат;
  2. Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;
  3. Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель);
  4. Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;
  5. Ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;
  6. Создание современной предметно-игровой среды.

Развивающая предметно-игровая среда и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре.

Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

  • организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр;
  • организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя. Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития, своих воспитанников.
  • создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Каковы же этапы организации сюжетно-ролевой игры:

I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, — наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»): определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования; совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики ( «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр.), при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. (Например, поменялся образ типичного магазина — это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг, медицинский центр, фитнес-центр).

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх.

Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, отражающую современные профессии, воспитателю необходимо самому знать их, и четко представлять, чем занимается тот или другой человек в своей профессии.

Я представлю некоторые современные сюжетно-ролевые игры такие как: «Агентство недвижимости»«Салон сотовой связи»«Салон красоты»

Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых игр осуществляется по мере ознакомления детей с деятельностью взрослых, особенностями социума.

Предварительная работа:

Дети. Чтение художественной литературы (Чуковский К. И. Телефон, Носов Н. Н. Телефон, Михалков С. А что у вас, В парикмахерской, Житков Б. Что я видел. Какой номер. Русско-народные сказки Теремок, Рукавичка, Лиса и заяц, Скебцова М. Чудесный парикмахер, Кругляков Г. Мода, Успенский Э. Страшная история).

Рассматривание иллюстраций о профессиях, изображений домов, районов Балаково, различных марок телефонов.

Беседы: что такое недвижимость? Что продают? что покупают? для чего нужны сотовые телефоны, этикет телефонных разговоров, как я с мамой ходил в салон красоты, о профессиях парикмахера, визажиста, менеджера по продажам (телефонов, недвижимости, риэлтора.

Дидактические игры: Угадай профессию по ключевым словам, Загадки, Позвони родным, Построим дом, Как живешь, Для чего эти предметы? Что умеют мастера? Кому что нужно для работы?

Творческая деятельность: сбор атрибутов для игры, приготовление коллажей, приготовление бланков, счетов, бейджиков.

Родители принимали активное участие в создании предметно-пространственной среды, оформление папки: профессии родителей, экскурсии в салоны сотовой связи, салоны красоты, агентство недвижимости. Во время экскурсий было дано задание: обратить внимание на оборудование, обращение с клиентами, услуги которые там оказывают.

При организации с/р игры «Агентство недвижимости» были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно им;
  2. Расширять сферу социальной активности детей и их представлений об окружающем;
  3. Закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости;
  4. Предоставлять возможность занимать различные позиции взрослых.

Была создана предметно — пространственная среда.

  • Каталоги с разными видами недвижимости.
  • Планы квартир.
  • Фотографии районов города.
  • Договора купли-продажи.
  • Банковские карточки.
  • Кассовый аппарат

Введены следующие игровые действия.

  • Знакомство с рекламными проспектами
  • Выбор недвижимости
  • Обсуждение местонахождения недвижимости
  • Знакомство с особенностями планировки и оформления
  • Оформление сделки
  • Оплата покупки
  • Оформление документов

При организации с/р игры «Салон сотовой связи» были поставлены следующие задачи:

  1. Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;
  2. Отражать в игре явления социальной действительности;
  3. Закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику;
  4. Формирование навыков речевого этикета;
  5. Учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты;
  6. Учить оценивать качество выполнения задания.
  7. Формировать навыки сотрудничества.

Была создана предметно- пространственная среда.

  • Ветрина с различными марками детских телефонов.
  • Каталог с различными марками телефонов.
  • Бейджики сотрудников.
  • Рекламные проспекты.
  • Банковские карты. Кассовый аппарат

Введены следующие игровые действия.

  • Работа операторов связи (продажи сотовой связи).
  • Работа менеджеров по продаже сотовых телефонов, аксессуаров для них.
  • Оплата услуг.
  • Продажа карточек различных сотовых кампаний.

При организации с/р игры «Салон красоты» были поставлены следующие задачи:

  1. Учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры.
  2. Побуждать детей самостоятельно распределять роли и создавать необходимые условия.
  3. Создавать условия для творческого самовыражения.
  4. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений
  5. Формирование навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.

Была создана предметно- пространственная среда.

  • Фен. Расческа.
  • Фартук для парикмахера.
  • Зеркало.
  • Шампунь.
  • Баночки.
  • Ножницы.
  • Заколки.
  • Журнал с образцами причесок.

Введены следующие игровые действия

  • Работа с клиентами.
  • Оформление заказов
  • Выполнение услуг (завивка, стрижка, мытье головы, окраска волос, оформление причесок, покрытие волос лаком).
  • Консультации
  • Оплата услуг

В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей. Знакомство с приемами формирования грамматического строя у детей дошкольников....

Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

«Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»

В статье описан практический опыт по процессу оптимизации подготовки старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре....

Презентация " Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий"

Описание опыта работы по использованию инструментов бережливых технологий в организации сюжетно-ролевой игры....

Современные подходы к организации занятий по развитию речи детей дошкольного возраста.

Сегодняшнее время требует от нас, педагогов, новых технологий в обучении воспитании и образовании детей. Введение новых образовательных стандартов ставит серьезные задачи, заставляет нас искать новые ...