ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
материал по развитию речи на тему

Катунина Ольга Юрьевна

Организация занятий по развитию речи детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Все занятия по развитию речи ребенка разделены нами на несколько основных этапов.

Мы выделяем подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и три этапа Основного цикла (I этап — 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные занятия — подгрупповые; II этап — 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап — 18 занятий, из них 3 итоговых).

Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого цикла (после пяти занятий) — итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.

Регулярно — один раз в два-три месяца — следует заполнять специальную анкету-опросник. Нужно это для того, чтобы определять уровень реального речевого развития ребенка и отслеживать динамику накопления пассивного и активного словаря. Анкету заполняет мама ребенка, потому что общение с матерью — наиболее естественная в раннем возрасте форма речевой коммуникации, адекватно отражающая особенности его речевой деятельности.

Проведению Основного цикла занятий предшествует подготовительный период, продолжительность которого варьируется в зависимости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости. К концу этого начального периода ребенок должен:

• привыкнуть к помещению, в котором будут проходить занятия, и знать свое место для игр;

• познакомиться с человеком, который будет проводить эти занятия, и эмоционально принять его в свой «ближний круг»;

• уметь непродолжительное время фиксировать свое внимание на определенных движениях, действиях этого взрослого, его мимике и жестах и по возможности подражать им;

• знать названия нескольких своих игрушек (например, мишка, кубик, мячик, машинка, кукла) и некоторые игровые действия с ними;

• выполнять обращенные к нему элементарные речевые инструкции типа: «Иди ко мне. Дай. Принеси. Возьми».

Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка с целью определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания малыша.

Если ребенок достаточно хорошо развит для своего возраста, то, как правило, подготовительный период значительно сокращается, некоторые игровые задания уже знакомы малышу и не требуют дополнительного закрепления. Тогда целью подготовительного периода становится знакомство с новым взрослым, привыкание к нему и организация игрового взаимодействия между этим взрослым и ребенком.

К любым трудностям, с которыми вы столкнетесь на этом этапе, стоит присмотреться повнимательнее: в чем именно эта трудность состоит, от кого зависит ее преодоление — от вас или от ребенка, с которым вы занимаетесь. В случае стойких затруднений необходима консультация детского психолога, а также врачей в поликлинике по месту жительства (педиатра, невропатолога, окулиста, ЛОР-врача, сурдолога), потому что некоторые соматические или неврологические заболевания могут вызывать серьезные отклонения в развитии, которые влияют на становление не только речи, но и других психических функций. Так, перенесенный отит может вызвать временное или стойкое снижение слуха различной степени тяжести, которое негативно повлияет на нормальное развитие речи в онтогенезе.

Занятия Основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми раннего возраста. В мини- группу (три ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему речь. Если занятия проводятся дома, к ним привлекаются старшие дети, а если ребенок в семье единственный, то его родители. В начале Основного цикла занятия могут быть и очень короткими — 5—7 минут. Помните, что важна не столько длительность занятия, сколько его результативность. Самое главное — добиться поставленной цели. И все-таки надо стремиться к тому, чтобы в конце цикла ребенок мог «заниматься» до 30 минут. Для этого на одном занятии последовательно используется несколько разных игр, чтобы ребенок мог в течение этого получаса менять свое местоположение, переходить от подвижных игр к занятиям за столом, «играть» с разными игрушками.

Итоговые занятия (в Основном цикле таких занятий 10) следует проводить со всеми детьми в группе.

Итак, программа Основного цикла предусматривает три этапа занятий, которые при их проведении в условиях организованного обучения в дошкольных образовательных учреждениях целесообразно распределить по месяцам следующим образом:

• I этап (октябрь — ноябрь) — 18 занятий (из них 3 итоговых);

• II этап (декабрь — февраль) — 24 занятия (из них 4 итоговых);

• III этап (март — апрель) — 18 занятий (из них 3 итоговых).

В сентябре проводится обследование состояния речи, а также — индивидуальные занятия для определения уровня слухового и зрительного внимания каждого ребенка.

В конце учебного года (в мае) зарезервировано время для проведения тех занятий, которые могли быть не проведены в связи с отсутствием большинства детей в группе (по болезни), а также по другим причинам.

Для осуществления динамического наблюдения за развитием детской речи мы предлагаем использовать таблицы оценки индивидуальных достижений ребенка (заполняются специалистом, проводящим коррекционно-развивающие занятия после каждого итогового занятия) и опросник для родителей (заполняется мамой ребенка на подготовительном этапе и в конце II этапа Основного цикла).

Использование специально разработанного автором стимульного материала к методике делает работу по формированию начального детского лексикона значительно эффективней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста. (2 до 3 лет) Тема: «Котик в гости к нам пришёл»

Закрепляем  знания детей о  новой игрушке (кошка). Формируем активный и пассивный словарь детей. Для это необходимо создавать условия, для развития компонентов устной речи в различной ...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (с 1 до 3 лет) Тема: «Кот Вася к нам в гости пришёл»

Формирующие задачи: 1.Закреплять знания детей о новой игрушке (кошка); 2.Формировать активный и пассивный словарь детей; 3.Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельнос...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (1-2года) « В гости к петушку»

Вашему вниманию представлен конспект занятия для детей раннего возраста: мы знакомим детей с новой игрушкой.Формируем у малышей  пассивный и активный словарь детей.Создаем условия для развития ко...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста. (2 до 3 лет) Тема: «Котик в гости к нам пришёл»

Конспект занятия  по развитию речи детей   раннего возраста.(2 до 3 лет)Тема: «Котик в гости к нам пришёл»...

Занятие по развитию речи детей раннего возраста "В гости к бабушке"

Занятие по развитию речи детей раннего возраста с использованием игр с движениями, потешек, пальчиковых игр и дыхательной гимнастики....

Современные подходы к организации занятий по развитию речи детей дошкольного возраста.

Сегодняшнее время требует от нас, педагогов, новых технологий в обучении воспитании и образовании детей. Введение новых образовательных стандартов ставит серьезные задачи, заставляет нас искать новые ...