Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста
статья по музыке по теме

Крашеницина Ирина Евгеньевна

Статья "Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon OPYT_RABOTY.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Значение  логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Не исключение и наш детский сад. Во время обследования речи детей мною было выявлено, что в старшей группе 70% детей имеют те или иные нарушения речи, а в подготовительной к школе группе 60% детей имеют нарушения речи. Кроме того, у остальных детей наблюдаются нарушения зрительного и слухового внимания, чувства ритма, отсутствие выразительности речи, нечеткая дикция, нарушения общей и мелкой моторики, слухового и зрительного внимания. Не все дети имеют возможность посещать специализированное дошкольное учреждение. Поэтому мы решили кроме традиционных индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, имеющими нарушения речи, проводить логоритмические занятия в старшей и подготовительной к школе группе со всеми детьми. Учитывая речевые нарушения детей и то, что наше дошкольное учреждение особое внимание уделяет оздоровлению детей, работая по Программам «Родники здоровья» и «К здоровой семье через детский сад», мы поставили перед собой не только коррекционные, образовательные, эстетические, воспитательные, но и оздоровительные задачи.

Задачи логоритмического воспитания:

- развивать диафрагмальное дыхание;

- укреплять мышцы глотки, гортани, мягкого неба для профилактики       простудных заболеваний;

- уточнение артикуляции - положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и зрительной памяти;

- совершенствование мелкой и общей моторики;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи, творческой фантазии и воображения.

Основной принцип проведения логоритмических занятий - это взаимосвязь речи, музыки и движения. Движения помогают глубже почувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность. Особое место в этом триединстве занимает ритм, вне которого ни музыка, ни организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в само название курса - логоритмика.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обще-развивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа). Дыхательные упражнения основаны на методе Б.Толкачева (озвученный выдох), доступных приемах по методу В.Емельянова.

В каждое занятие включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Также  на занятиях используется система элементарного музицирования Карла Орфа.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:

- движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

- танец (хоровод);

- разучивание четверостишия, сопровождаемого движением;

- песня, сопровождаемая жестами;

- логопедическая гимнастика (по Т.В.Буденной, О.С.Боромыковой),

- упражнения на развитие  мышц речевого аппарата и фонематических функций;

- мимические упражнения;

- массаж (спины, рук, ног и т.п.);

- пальчиковая гимнастика;

- подвижная или коммуникативная игра;

- нетрадиционные методы рисования (пальчиками, кистью рук, «мыльными пузырями», блопенами - воздушными фломастерами и др.);

- голосовые игры.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры упражнения на развитие чувства ритма или внимания. Речевой материал предварительно не выучивается.

Занятия проводятся в первую половину дня. Так как занятия являются интегрированными, продолжительность их может быть увеличена на 5-10 минут. Занятия проводятся совместно с музыкальным руководителем.

В результате проведения логоритмических занятий мы увидели, что у детей:

- возросла способность проявлять творческое отношение к музыке,

- улучшились двигательные навыки детей, координация движений, ориентировка в пространстве, координация речи с движением,

- зрительное и слуховое внимание.

- мелкая моторика,

- расширился лексический словарь,

- совершенствовались фонематические функции,

- совершенствовались общие речевые навыки.

- в результате проведения на каждом занятии артикуляционной гимнастики, улучшилась звуковая культура речи детей.

Мы разработали и опробировали конспекты логоритмических занятий. Надеюсь, что предложенные нами конспекты будут востребованы в практической деятельности  педагогов.

Учитель-логопед МДОУ№»26 г. Ломоносов

Крашеницина Ирина Евгеньевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении  развития речи детей  с использованием  элементов пальчиковой гимнастики, потешек....

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре для воспитателей:«Значение мелкой моторики в развитииречи детей дошкольного возраста»Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей ...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук...

Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста.

Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....