Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Червоткина Лариса Сергеевна

Материал содержит информацию об актуальности проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, условия успешного речевого развития детей, аналитическую справку по результатам тематического контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Червоткина Л.С., старший воспитатель,

Педсовет « Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ, систематизация знаний педагогов об особенностях развития речи детей  дошкольного  возраста, о методах и приёмах по развитию речи.

План проведения педсовета:

1.Выступление старшего воспитателя по теме «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Условия успешного речевого развития». Аналитическая справка по результатам тематического контроля.

2.Сообщения воспитателей по теме «Приёмы и методы по развитию речи детей младшего и старшего дошкольного возраста».

3.Сообщение логопеда по теме «Игры на развитие фонематического слуха».

4.Культура речи педагога. Речевой практикум (Старший воспитатель).

       Дейл Карнеги, автор книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить это кратчайший путь к успеху. Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей. Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться желаемых результатов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки».

      Речь — это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

       Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

      В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения  речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

      С развитием речи связано формирование как  личности в целом, так и  всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

       Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития  речи детей.

Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:

1.Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

2.Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.

3.Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Условия успешного речевого развития.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

-  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-  сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

-  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

-  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

-  сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

-  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

-  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

-  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  стимулируют детей комментировать свою речь;

-  упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста».


На основании годового плана ШМДОКУ д/с №1 с 10.02 по 13.03 2014г. была проведена тематическая проверка с целью оценки состояния работы по развитию речи детей.

Формы контроля: наблюдение за организацией и проведением НОД, режимных моментов, проверка календарно – тематических планов.

При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют Программу «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой,

конспекты занятий под редакцией  Волчковой Н.В.,  конспекты интегрированных занятий под редакцией Аджи А.В. и другие.

 В ходе тематического контроля были проверены календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах, в которых прослеживается конкретное планирование контролируемой темы в НОД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных играх, досугах, развлечениях, в работе с семьёй.

В планах воспитательно-образовательной работы запланированы различные игры по развитию речи, работа в уголке природы, беседы о приметах зимы, животном и растительном мире нашего края,  использование художественного слова; индивидуальная работа по развитию речи – словесные игры «Скажи вежливо», «Опиши предмет», речевое упражнение «Нарисуй картинку про зимний(весенний) лес словами» и др., беседы «Первые сосульки», «Перелётные птицы» и др.

В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, которые целесообразно размещены, где имеется литература в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр. Эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: альбомы: «Времена года», «Животные и птицы родного края»,  «Искусство росписи», «Цветы», схемы, плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!» и др.

Для реализации задач по развитию речи в режимных моментах воспитателями активно используются игровые технологии (театрализация, дидактические речевые игры и др. ), организуется элементарная исследовательская деятельность детей (сбор информации о природных объектах), активно применяются словесные методы: составление рассказа, загадки, проблемные вопросы; наглядные - схемы, модули и т.д.

В старшей и подготовительной к школе группах логопедом доу систематически проводятся занятия по обучению грамоте, а также ведётся индивидуальная работа с детьми, имеющими недостатки речи. В группах имеются уголки логопеда, где родители могут посмотреть, что изучали дети, над чем нужно поработать.

В НОД дети активны, с желанием взаимодействуют с воспитателем, открыты и непосредственны, развитие речи детей в целом соответствует их возрасту.

Речь воспитателей грамотная, выразительная.

В уголках для родителей имеется разнообразная информация  по развитию активного словаря у детей, по развитию связной речи, о культуре общения и др.

 

ВЫВОД: работа по развитию речевой активности детей  ведется планомерно и систематически.

Рекомендации: 

1.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам), посвящённые творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг;

активизировать формы работы по приобщению детей к чтению: организация НОД по ознакомлению с биографией писателей, создание «книжкиной» больницы, книг-самоделок, оформление макетов по мотивам любимых сказок, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток, конкурс чтецов.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно.

 2. В режимных моментах, в свободном общении взрослых с детьми  активнее планировать словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», на развитие восприятия тембровой окраски голоса «Угадай-ка», воспитания силы, высоты и тембра голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» на умение координировать темп движений и речи «Хоровод», «Кто твой сосед?», для работы над речевым дыханием использовать упражнения «Ветряная мельница», «»Мыльные пузыри», «Буря в стакане», на развитие связной речи использовать познавательные и речевые игры. Рекомендовать данные игры и упражнения родителям (стр.27-28 №1/2011г, стр.44-51 №12г.\2011г. ж. «Ст.воспитатель»)

 Ответственные: воспитатели групп.

Срок постоянно.

 3.Разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию речевой активности детей. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

Ответственные: воспитатели групп.

 Срок постоянно.

Составила : старший воспитатель Л.С.Червоткина

Культура речи педагога.

Всестороннее развитие ребёнка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребёнка с взрослым. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду  обучение родному языку, развитие речи, речевого общения -  одна из главных.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. В исследованиях Е.И.Тихеевой, Ф.А.Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребёнка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. И.О.Соловьёва отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчётливого произношения, воспитание выразительности детской речи».

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его

речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определённые речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одно из составляющих речи является качество голоса педагога. Для педагога голос является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

1.Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

2.Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учётом ситуации общения.

3.Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

4.С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определённые требования и добиться их выполнения.

5.Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Следующим компонентом речи является дикция  - чёткое и ясное произнесение звуков речи. Дикция является обязательным элементом техники речи педагога, поскольку речь его является образцом.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями-справочниками.

Выразительность – ещё один элемент профессиональной речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.

Итак, правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Невербальная культура общения педагога.

Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Роль мимики в передаче информации.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.

Выразительность пластики тела.

Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками) .

При общении необходимо следовать некоторым принципам:

принимать ребенка таким, каков он есть;

помнить, что каждый человек самобытен;

верить в способности воспитанников

стимулировать их творческую активность;

уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

не унижать достоинства ребёнка;

не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

помнить, что любой может ошибаться;

не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Самые распространённые ошибки в речи воспитателя.

Частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами(возьми ложечку, съешь картошечку)

Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…

Неуместное использование звукоподражательных слов;

Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Речевой практикум.

Поставьте правильно ударение в следующих словах:

Банты, каталог, досуг, понял, звонит, сливовый, хаос, занять,  облегчить, жалюзи, кладовая, повторишь, прибыл, уведомить, договор, квартал, красивее, искра, километр, коклюш, петля.

Произнесите правильно: конечно, Ильинична, рейс, фанера, прачечная, крем, молочный, декан, сонет(э),  теннис(э), сердечник, скворечник, пюре(э).

Переведите пословицы на русский язык:

Сын леопарда – тоже леопард (Африка)

Яблоко от яблони недалеко падает.

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

В тихом омуте черти водятся.

Тот не заблудится, кто не спрашивает. (Финляндия)

Язык до Киева доведёт.

Подбор антонимов.

Правдивый, экспорт, микро, неряшливый, объективный, стремительный, дорогой, упитанный, прозрачный, рыхлый.

Подбор синонимов.

Владыка, начеку (настороже), скорый, подлинный, свобода(независимость),

Материк (континент), штора, тревожный, радость.

Найдите ошибки, объясните, в чём они заключаются, исправьте предложения.

1.Говорят, полезно мыть волосы новой шампунью. (новым шампунем)

2.Наконец, я смогла купить пять метров красивой тюли. (красивого тюля)

3.Директорша завода рассказала о планах на будущий год. (директор)

4.Главная бухгалтер закончила работу. (главный)

5.Поезд останавливался на всякой станции. (каждой)

6.Новую дали прочитать книгу мне. (новую книгу…)

7.Все эти мероприятия рассчитаны на благо природы (на то, чтобы помочь)

8.Как приятно знать, что, придя домой после школы, котёнок встретит меня радостным мяуканьем.(…что, когда я приду домой…)

9.Журналист, он всегда должен быть в гуще событий. (Журналист всегда должен быть в центре событий)

10.Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. (задавать)

11. Учёный стоял у источников ракетостроения. (истоков)

12.Главное для писателя – душевный мир человека. (духовный)

13.Я хочу выучить язык так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного населения. (…чтобы мою речь не могли отличить…)

Вспомнить и назвать пословицы, связанные со словом, речью.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Слово - серебро, молчанье – золото.

Язык до Киева доведёт.

Больше знай – меньше болтай.

Где много слов, там мало дел.

Краткость – сестра таланта.

Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.

Молчание – знак согласия.

Твоими бы устами да мёд пить.

Язык мой – враг мой.

Что написано пером – не вырубишь топором.

 Проанализируйте диалог двух знакомых:

- Привет! Слушай, была счас в магазине «Радуга», там портфели продают. Ты кажись искала.

- Я была в этом магазине, мне там не понравились, в «Юности» красивше. И продавщицы лучше: мне понравился один, она мне другой предложила. Потом зашла на рынок, купила несколько килограмм помидор, яблоков, груш, баклажан.

-Ой, зайдем сюда, выпьем соку. Ты какой будешь?

- Ананасный.

- А я попрошу, пожалуй, черное кофе.

Решение педсовета.

1.Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей: пополнить группы дидактическими играми по развитию речи, детской литературой (ответственные – воспитатели, срок – в течение учебного года).

2.Оформить стенды для родителей: «Говорим правильно», «Речь взрослых – образец для подражания» (ответственные – воспитатели, срок – апрель).

3.Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи дошкольников» (ответственные – воспитатели, срок – апрель ,  май).

Литература.

1.Арушанова А., Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение//Дошкольное воспитание№5 – 2013.

2. Программа «Радуга»/Авт.коллектив под руководством Т.Н.Дороновой. – М.:Просвещение,1993.

3.Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: Спецкурс РАО/Авт.составитель О.С.Ушакова – М.:АПО,1994.

4.Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Совершенство, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Материал содержит игры с мячом для развития речи детей раннего, младшего и старшего возраста. Может быть использован педагогами детского сада и родителями воспитанников....

Игры с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Игры для развития речи детей способствуют освоению новых слов ребенком. При этом малыш не только запоминает слова, но и осмысливает их звучание, старается установить тесную связь между словом и предме...

Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

презентация "Моделирование как форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста"

В презентации представлены способы использования метода моделирования для развития связной речи дошкольников....

семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"

Цель: повысить уровень педагогическофй  компетенции по использованию современных  технологий...

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Современные подходы к организации занятий по развитию речи детей дошкольного возраста.

Сегодняшнее время требует от нас, педагогов, новых технологий в обучении воспитании и образовании детей. Введение новых образовательных стандартов ставит серьезные задачи, заставляет нас искать новые ...