Индивидуальный подход к развитию речи детей
материал по развитию речи (младшая группа)

Судакова Наталья Павловна

Индивидуальный подход к развитию речи осуществляется на фронтальных занятиях, в игровых и режимных моментах и собственно индивидуальная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Весь уклад жизни детского сада способствует развитию речи детей. Работа по обогащению знаний и представлений дошкольников во всех сферах их деятельности (игровой, бытовой, образовательной – занятия изобразительной деятельностью, музыкальные, по формированию элементарных математических представлений и т. п.) и развитию речи неразрывно связаны.

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей. К трем годам появляется способность к речевому анализу. Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слов ( Сашулька – сосулька). Однако в речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова). В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные). Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

Правильная, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем ему легче высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нарушение речи

  • отрицательно влияют на формирование личности ребёнка;
  • вызывают специфические особенности эмоционально-волевой сферы;
  • способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности)

Индивидуальный подход к развитию речи осуществляется на фронтальных занятиях, в игровых и режимных моментах и собственно индивидуальная работа.

Цель: формирование правильной речи, её активизация и обогащение.

Задачи:

  1. Формирование звуковой культуры речи.
  2. Обогащение и активизация словаря.
  3. Формирование грамматических умений и навыков.

Диагностика речевого развития:

  • Воспитатель выясняет состояние речевого развития;
  • Определяет динамику речевого развития;
  • Определяет перспективы развития речи;
  • Определяет соответствие или несоответствие речевого развития норме.

Планирование индивидуальной работы.

Распределение учебного материала по трем направлениям:

  1. Воспитание произносительных навыков;
  2. Формирование словаря;
  3. Формирование грамматических  умений и навыков.

Во время ООД по развитию речи индивидуальный подход осуществляется при индивидуальных ответах детей, звукопроизношение, заучивание стихотворений, повторение ребенком слов из рассказа педагога, повторение чистоговорок, беседы по сюжетным картинам и литературным произведениям, и др.

Вне ООД – беседы, словесные игры, театрализованные и сюжетные игры и др.

Пример индивидульной работы на апрель 2019 г.

Ф.И. ребенка

Индивидуальная работа.

  1. Матвей
  2. Василиса
  3. Дарья
  4. Станислав
  5. Александр

 

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов.

Д/ игра «Покажи картинку» - различать детали, закреплять правильное произношение.

Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» - договаривать слова, фразы, запоминать.

Д/ игра «Водичка» - опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.

Д/ игра « Повтори» - учить производить звуки животных.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит» - упражнение звукопроизношение.

Д/ упражнение «Выставка игрушек» - формировать активный словарь, повторять за взрослым.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» - упражнение звукопроизношением.

Д/ игра « Отгадай и назови» - назначение предметов, активизировать слова.

Д/ игра «Узнай по голосу» - звукопроизношение, подражание.

Список литературы:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 96 с.

2. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: ЭКСМО, 2016. - 320 c.

3. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

4. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 3-4 года / Т.П. Трясорукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 128 c.

5. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод. рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»

Данный материал представляет собой конспект педагогического совета на тему:  "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»...

Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию речи детей средней группы

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным мет...

Индивидуальный подход к развитию речи детей дошкольного возраста

В  статье  освещены  методы  и  приёмы  развития  речи  детей  дошкольного  возраста....

Консультация "Индивидуальный подход к развитию речи у детей"

Консультация по индивидуальному подходу к развитию речи детей...

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей»

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по т...

Консультация "Инновационные подходы к развитию речи детей младшего возраста в ДОУ в рамках ФГОС"

В последнее время мы (педагоги) все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет воспитат...

Индивидуальный подход к развитию речи детей.

Индивидуальный поход к развитию речи детей....