Методическая разработка "Кукла Звуковичка"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Канеева Альбина Бахтияровна

Данный материал предназначен для работы с детьми по развитию речи в подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района    Туймазинский район Республики Башкортостан

Методическая разработка

Образовательная область: «Речевое  развитие»

                    Раздел : Развитие речи

                    Тема: «Дидактическая кукла «Звуковичка»

                    возрастная группа: подготовительная к школе

                                                                       Выполнил: воспитатель   Канеева А.Б.                              

                                                                       Квалификационная категория: первая

                                                                       Стаж работы в данной должности: 20 лет

                                               

2020 год

Направленность: повышение уровня звуковой культуры речи с    помощью дидактической игры.

Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

Вид: многофункциональная дидактическая игра.

Предназначение: для детей 6-7 лет

Продолжительность: с 10.03.2020 по 13.03.2020 г.

Актуальность: Своевременное появление речевых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Часто педагоги сталкиваются с такой проблемой, как недостаточно развитая память, речь, внимание у дошкольников. Именно дидактические игры предназначены для того, чтобы решать такие трудности в развитии ребенка. А игры, созданные своими руками могут быть особенно интересными. Создавая такие игры мы можем индивидуально учитывать способности и потребности каждого ребенка. Анализируя показатели уровня развития речи я поставила перед собой следующую задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов. Одним из эффективным средством в решении речевых проблем я считаю создание и активное использование именно дидактических игр. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.    Воспитание компонентов звуковой культуры речи играет огромное значение в развитии речи ребенка в целом  и имеет свои особенности на каждом возрастном этапе. Вся работа по воспитанию звуковой культуры речи должна осуществляться поэтапно через разнообразные формы работы на занятиях и в повседневной жизни. Важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания.

Цель: совершенствование звукопроизношения  детей  через дидактическую игру.

 Задачи:

Образовательные:

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как         предпосылки обучения грамоте;

-закреплять правильное, отчетливое произношение слов с определенным звуком, определять место звука в слове;

- повышение речевого уровня детей с помощью дидактической игры.

 Развивающие:

- продолжать развивать речь как средство общения;

-продолжать развивать фонематический слух;

 -развивать умение различать на слух и в произношении заданные звуки;

 Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитывать умение детей работать в паре.

       Описание пособия: дидактическая кукла высотой 50 см, с сезонными комплектами одежды, шляпка из фетра, сумочка, 2  корзинки, ламинированные плоскостные картинки , шкафчик для одежды из ЛДСП      

Этапы работы:

Для решения задач было разработано дидактическое пособие  в три этапа.

1 этап – подготовительный

-выявление актуальной проблемы;

- подбор и изучение методической литературы;

- выбор материала;

- изготовление методического пособия «Дидактическая кукла «Звуковичка»

2 этап -  основной

- знакомство детей с дидактической куклой «Звуковичка»

- использование методического пособия «Дидактическая кукла Звуковичка» в работе с детьми;

-создание игровых ситуаций.

3 этап  – заключительный

-обобщение материалов и результатов работы по развитию речи на заключительном этапе.

- презентация дидактического пособия  на смотре-конкурсе ДОУ «Дидактическая кукла»

  Ожидаемый результат:

-владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основываясь на опыте использования данного дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает благотворное влияние на развитие речи, мотивирует детей к активной речевой деятельности, формирует звуковую культуру речи .

 Составляющие элементы:

- внесение пособия на занятия;

- в самостоятельной деятельности детей;

  Возможные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- развлечения с использованием речевых игр;

-использование куклы в сюжетно-ролевых играх.

  Основные достоинства:

- многофункциональность;

-вариативность;

- участие одного ребёнка, подгруппы детей;

- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с     детьми.

- можно переставлять, переносить.

Тематический план:

Дни недели

   Содержание работы

Формы работы

Понедельник

Знакомство с методическим пособием «Дидактическая кукла «Звуковичка».Рассматривание карточек, беседа о содержании игры.

Всей группой

Вторник

Знакомство с правилами дидактической игры «Поможем кукле Звуковичке», чтение сказок о звуках и буквах.(Приложение 1)

Всей группой

Среда

Действие дидактической куклой «Звуковичкой» с участием воспитателя. Воспитатель знакомит с разными вариантами игры.(Приложение 2)

Играть подгруппами

Четверг

Самостоятельное использование дидактической игры «Помоги кукле  Звуковичке» Роль ведущего может исполнять ребенок.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» с использованием куклы «Звуковички»(Приложение 3)

Играть индивидуально,

подгруппами

Пятница

Презентация пособия «Дидактическая кукла Звуковичка» на конкурсе ДОУ

Использованная литература:

1. Рабочая образовательная программа подготовительной к школе группы № 7

2.Основная образовательная  программа дошкольного образования  МАДОУ детский сад № 6 г.Туймазы.

3.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа (6-7 лет),«Мозаика –синтез», Москва 2017

4 . Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

5. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении, -СПб,2006

6. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Москва,2004.

     

 

 Тема: «Использование многофункционального дидактического пособия «Избушка-говорушка» для развития устной речи детей.

   Направленность: развитие  устной речи детей - грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

  Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

  Вид: многофункциональное дидактическое пособие.

  Предназначение: для детей 5-6лет.

  Продолжительность: октябрь-ноябрь 2018 г.

  Актуальность: Своевременное появление речевых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Избушка-говорушка»

 Часто педагоги сталкиваются с такой проблемой, как недостаточно развитая память, речь, внимание у дошкольников. Именно дидактические игры предназначены для того, чтобы решать такие трудности в развитии ребенка. А игры, созданные своими руками  могут быть особенно интересными. Создавая такие игры мы можем индивидуально учитывать способности и потребности каждого ребенка. Анализируя показатели уровня развития речи я поставила перед собой следующую задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.

Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

Одним из эффективным средством в решении речевых проблем я считаю создание и активное использование именно дидактических игр . Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Проблема развития речи является одной из  актуальных.

Цель: развитие речевой активности у детей 5 – 7 лет по средствам игр с многофункциональным  пособием «Избушка –говорушка»

  Задачи:

Образовательные:

-обогащать речь детей существительными, обозначающими      предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предмета;

- закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;

-упражнять в образовании однокоренных слов(снег-снежинка-снеговик-снежная)

- Развивающие:

продолжать развивать речь как средство общения;

-продолжать развивать фонематический слух;

 -развивать умение составлять рассказ, придумывать концовки сказкам.

 Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитывать умение детей работать в паре.

       Описание пособия: домик из листа ЛДСП формата А3 с кармашками в виде окошек с лицевой стороны (стилизованное наборное полотно)  с наклеенным фетром с тыльной стороны ; схемы и предметные картинки для выставления на наборное полотно; изображения героев сказок для плоскостного театра с кусочками липучей ленты «велькро» для крепления на фетр; счетные палочки     Ожидаемый результат:

-владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основываясь на опыте использования  данного дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает благотворное влияние на развитие речи, мотивирует детей к активной речевой деятельности.

      Составляющие элементы:

- внесение пособия на занятия;

- в самостоятельной деятельности детей;

         Вариации:

- по используемому варианту;

- по размеру;

- по количеству составляющих частей;

         Возможные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- развлечения с использованием речевых игр;

        Основные достоинства:

- многофункциональность;

- участие одного ребёнка, подгруппы детей;

- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.

- можно  переставлять, переносить.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К.Д.Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Звуковая культура речи-это очень важно"

Методическое пособие отражает педагогический опыт работы в логопедической группе МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №1" г.Троицка Пособие может быть адресовано специалистам дошкольного образова...

Учебно - методическое пособие "Звуковые тучки"

Данное пособие способствуют развитию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников. Оно может использоваться, как на логопедических занятиях, так и на комплексных занятиях в старшей или подготовит...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Методическое пособие: «Звуковая дорожка или Звуковая улитка»

Цель:автоматизация произношения звуков....

Методическая разработка "Звуковичок"

Для достижения наилучших результатов в формировании первичных навыков фонематического анализа и синтеза необходимо применять педагогические новинки. Несмотря на достаточно широкий спектр представленны...

Методическая разработка : Звуковые ходилки

Эта игра дает детям возможность совершенствовать на практике навыки, необходимые для успешного обучения в школе (произвольность поведения, умения действовать по правилам);- развивает личнос...

Методическое пособие "Звуковички"

Пособие для воспитанников старших и подготовительных групп...