Методическая копилка. «Звуковая и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми с ТНР».
материал по логопедии

Кирсанова Анна Николаевна

Звуковая и дыхательная зарядка в логопедической работе с детьми с ТНР

Звуковая зарядка – это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определённых звуков и их сочетаний строго определённым способом. 

В древности доказана связь между голосом, звуком, акустической вибрацией и нервными центрами, и это широко применялось в лечебной практике на Востоке.

В наше время – большое значение имеет и интенсивность произношения звуков (громко и протяжно, энергично и чётко...). 

Поём  гласные звуки громко и протяжно, энергично и чётко..., т.к. интенсивность произношения звуков имеет  большое значение, и разные звуки порождают разные вибрации, которые по-разному влияют на наше самочувствие.

Поэтому полезно петь гласные звуки с детьми.

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков.

3 группы звуков:

1. Наибольшая сила  - п, т, к, ф, с – возникает наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы.

2. Средняя -  б, д, г, в, з – (звонких согл.)

3. Наименьшая – м, н, л –

Важно правильно дышать!

1Вдох через нос – выдох через нос.

2. Вдох через нос – выдох через рот.

3. Вдох через рот – выдох через рот.

• На открытом воздухе,
• хорошо проветриваемом помещении,
• до приёма пищи или через 1,5-2ч. после еды,
• только со звуками, которые ребёнок произносит хорошо!

Длительность упражнений:

• младший дошкольный возраст – 3 – 5 минут,
• старший дошкольный возраст – 5 – 7 минут.

 

Разные звуки порождают разные вибрации, которые по - разному влияют на наше самочувствие.

И - Голосовые связки, гортань и уши – возникают колебания в голове, из тела выводятся вредные вибрации, улучшается слух.

Лечит заболевания мозга, глаз, ушей.

А - Заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, даёт команду всем его клеткам настроиться на работу.

О - «звук сердца», вибрация груди и оздоровление сердца.

У - Благотворно на весь организм и особенно на органы, расположенные внизу живота.

Э - Лечит горло, укрепляет сердечно-сосудистуюсистему.

Е - Чистильщик нашего организма, создаёт вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

Я - Гармонизирует работу всего организма, особенно нервнопсихические процессы, избавляет от боли.

Н - Лечит болезни мозга, активизирует его правую половину. Улучшает интуицию и развивает творческие способности.

В - Исправляет неполадки в нервной системе.

РЭ - Помогают снять стрессы, страхи заикания.

ТЭ - Укрепляют сердечно-сосудистую систему.

М - Положительный эффект на организм в целом, перераспределяя энергию и восстанавливая работу всех органов и систем.

Х - Очищающий звук, повышает энергетику тела, снимает ощущение душевной тяжести.

Ч - Излечивает бессонницу, снимает душевные переживания.

 

Для детей с общим недоразвитием речи  характерен ряд синдромов: 

• синдром артикуляционных расстройств, 
• синдром нарушений речевого дыхания, 
• синдром нарушения фонетической стороны речи, при котором страдают такие фонетические компоненты, как акустические данные звукопроизносительного процесса. 

У детей нередко наблюдаются нарушения интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевые нарушения в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, соматическая ослабленностьПоэтому работа с детьми обязательно должна быть направлена на коррекцию дыхания, фонетической стороны речи, поведения, развитие интеллектуальной деятельности, на общее оздоровление детей. 

Большую помощь в оздоровительно-развивающей работе с ребятами может оказать дыхательная и звуковая гимнастика.

    Звуковая гимнастика, собственно, сами упражнения - это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определённой последовательности. 

     При произношении звуков вибрация голосовых связок передаётся на трахею, бронхи и лёгкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. 

Все упражнения выполняются медленно, без напряжения. Вступая в резонансный контакт с тканями организма звук совместно с дыханием улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга. 

При сочетании дыхания и звука происходит воздействие на психику человека и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения. 

В целом звуковая и дыхательная гимнастики направлены не только на развитие, но и на укрепление здоровья, что особенно важно в работе с детьми, страдающими неврологическими нарушениями.   

  При выполнении игр и упражнений важно следить за тем, чтобы звук был ровным в течение всего выдоха. 

Каждое упражнение повторить 2-4 раза с небольшими перерывами для отдыха. 

Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения: ведь они полезны не только детям, но и взрослым. Кроме того, это поможет снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку почувствовать себя равным взрослому, что положительно влияет на его самооценку.

      После того, как дети поймут, какие движения нужно выполнять в том или ином упражнении, взрослый вместо инструкции читает рифмовку к упражнению.

   При неврологических нарушениях часто нарушается речевое дыхание вследствие нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. В момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи. Жизненная емкость легких снижена: ребенок может набрать воздух в рот, а в полном объеме выдохнуть не может.

    Более простые игры и упражнения можно использовать в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, а упражнения посложнее – в старшем дошкольном возрасте.

    Формированию правильного дыхания могут помочь следующие звуки в сочетании с дыхательной гимнастикой.

 

Упражнение «Поём звук - А»

Стимулирует работу лёгких, трахеи и гортани. По окончании произнесения происходит углубления дыхания и увеличение потребления кислорода.

Исходное положение - произвольное. Кладём правую руку на голову, а левую - на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук А-А-А… Тянем звук как можно дольше.

Для наращивания объёма выдыхаемого воздуха просим ребёнка протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка.

Упражнение « Весёлые плакальщики»

Исходное положение - произвольное. Вначале провести беседу с ребёнком. Почему маленькие обезьянки плачут? Да они просто не поделили между собой банан! Давайте поможем им плакать, чтобы обида поскорее прошла. Приподнять голову, нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. Сделать несколько коротких вдохов без выдоха, сопровождая их резкими прерывистыми движениями плеч и легкими протираниями глаз кулачками.

« Обезьян ты нынче видел? 

Кто, скажи мне, их обидел?

Отчего они не скачут?». 

« Две глупышки обезьяны подрались из-за банана.

Разделить фрукт не сумели-оттого банан не съели!»

 

Упражнение « Волшебный напиток»

Упражнение улучшает вентиляцию лёгких.

Исходное положение - сидя по-турецки. Перед детьми ставятся стаканы с водой 

( температура 36-38 градусов). Предлагаем детям представить, что мы превратились в добрых волшебников. Закройте на несколько секунд глаза, расслабьтесь и представьте, какие добрые дела вы хотели бы совершить. Откройте глаза и все вместе произнесите «волшебные» слова: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров». - А теперь отпейте немного «волшебной» водички и хорошенько прополощите ею полость рта. После этого поднимите голову вверх и со звуком А-А-А… прополощите горло, после чего проглотите её.

 

Упражнение «Настольные часы»

Игра способствует как расслаблению мышц шейного отдела, так и улучшению мозгового кровообращения.

Исходное положение - сидя по-турецки, ладони на коленях. Можно выполнять и из положения стоя. Представим, что мы превратились в маленькие настольные часики. Вспомним, ребята, как тикают часики. Произносим «тик» и наклоняем туловище в левую сторону так, чтобы правый бок растянулся как можно больше. Чувствуете, как напряглись мышцы? Со звуком «так» возвращаемся в исходную позицию. Делаем глубокий вдох и выдох. А теперь повторим наклон в правую сторону. Со звуками «тик» и «так» выполняем наклоны головы.

Тик-так, тик-так,

Мы идём за шагом шаг,

Ни минутки не теряем,

Время точно измеряем.

 

Упражнение «Сердитый ёжик»

Упражнение способствует мышечному расслаблению, стабилизирует состояние нервной системы.

Исходное положение - стоя. Представляем, что мы превратились в ёжика. Ёжик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное и остановился. Ёжик свернулся в клубочек. Складываем руки перед грудью, обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками « п-ф-ф» и 

« ф-р-р», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность. Ёжик разворачивается и бежит дальше.

Ежа руками не возьмёшь

В клубок свернулся хитрый ёж.

Колючий очень ёж на вид,

На нас рассерженно фырчит:

« П-Ф-Ф, П-Ф-Ф, П-Ф-Ф, Ф-р-р, Ф-р-р, Ф-р-р».

 

Упражнение «Столяр» 

 Упражнение способствует расслаблению мышц плечевого отдела.

Исходное положение – произвольное.

    - Чем занимается столяри какие у него инструменты? Представим, что мы превратились в столяра. Встаем около стола, немного над ним наклоняемся и со звуком «Стук-стук» имитируем забивание гвоздей молотком.

Руки столяра умелые –

Золотые руки!

Ладится любое дело,

Он не знает скуки!

Молотком стучит: «Стук-стук!

Гвоздикам я верный друг!»

 

 

    У другой группы детей нарушение мышечного тонуса проявляется в гипотонии. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания. Гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному движению небной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата нарушается вибрация голосовых складок. Сила голоса в этих условиях становится минимальной.

     С этими детьми проводятся следующие игры.

 

 

Упражнение «Колечко»

    Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.

    Исходное положение - произвольное.

    - Представим, что у нас во рту находится колечко. Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к небу со звуком «л-л-л…» или «ль-ль-ль…» будем задвигать колечко как можно глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-о…»

Я с кольцом играю:

Я во рту кольцо катаю.

Быстро бегает кольцо

И поет: «Ль-ль-ль-о-о…».

 

Упражнение «Стрельба »

    Упражнение укрепляет мышцы глотки и губ.

    - Представим, что мы находимся на стрельбище. Сначала мы будем «стрелять из пулемета» - энергично и четко произносить на выдохе произносить «к - г, к - г». А теперь «постреляем из пистолета» - энергично и четко на выдохе произносим «пиф-паф», «пиф-паф».

«К - г, К - г, - застрочил пулемет. –

Неприятель не пройдет!»

«Пиф-паф, пиф-паф», - отвечает пистолет,

Выстрелив ему в ответ.

 

Упражнение «Упрямые ослики»

    Упражнение укрепляет голосовые связки мышцы мягкого неба.

    Исходное положение – стоя.

    - Представим, что мы превратились в маленьких осликов. «Ослики» весело бегут по дорожке, высоко поднимая ноги. Но вдруг «ослики» останавливаются, они не хотят идти дальше и кричат на продолжительном выдохе: «И - а, и - а…».

Ослик бегал по дорожке,

У него устали ножки.

Ослик попросил овса,

Закричал: «И - а, и - а!»

 

Упражнение «Слоник»

    Упражнение способствует укреплению лицевых мышц.

    Исходное положение произвольное.

    - Представим, что мы превратились в доброгослоника, который решил умыться. «Набираем в хобот воду»: вытягиваем губы вперед и на вдохе имитируем всасывание воды. Задерживаем на несколько секунд дыхание и на выдохе «разбрызгиваем воду», выпуская через сжатые зубы воздух, произнося при этом звук «ф».

Я сегодня не скучал:

В хобот я воды набрал.

Если только захочу –

Всех водою окачу!

 

 

    У детей с неврологическими нарушениями снижена сила нервных процессов, наблюдается быстрый переход нервной клетки в состояние запредельного торможения. Нарушено равновесие между раздражительным и тормозным процессами. У одних детей выражена повышенная возбудимость, плаксивость, наклонность к аффективным реакциям, беспокойный сон, общая повышенная утомляемость и истощаемость. Другие вялы, пассивны, заторможены, забывчивы, плохо фиксируют свое внимание на заданиях, у них грубо снижена работоспособность.

    В работе с этими детьми помогут упражнения и произнесение следующих звуков.

   1. Звук «Ы»

     Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.

    Исходное положение - произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…» Тянем его как можно дольше.

 

    2. Звук «М»

    Произнесение звука положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.

    Исходное положение произвольное.

    - Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…» Тянем его как можно дольше.

 

    3. Звуки «О – У - М»

   Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на все отделы головного мозга.

    Исходное положение - произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в следующем порядке «о-о-у-у, м-м-м-м…» Тянем их как можно дольше.

 

   4. Звук «В»

    Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.

    Исходное положение - произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…» Тянем его как можно дольше.  

 

    5. Звук «Ч»

    Произнесение звука «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно влияет на состояние организма в целом.

    Исходное положение произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч…» Тянем его как можно дольше.

 

     6. «Зевота»

    Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс.

    Исходное положение произвольное.

    - Представим, что день подошел к концу, и мы почувствовали усталость. Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его, произносим «о-о-хо-хо-хо…» Вот и пришла к нам сладкая зевота. Позеваем еще немного, а теперь поднимем руки вверх и, не отрывая пяток от пола, потянемся высоко-высоко, после чего расслабим все мышцы.

Ночь настала, спать пора,

Трет глазенки детвора.

Ротики мы раскрываем:

Сладко перед сном зеваем.

 

    7. «Плаксы»

    Упражнение активизирует центральную нервную систему и позволяет снять усталость.

    Исходное положение - произвольное.

    - Представим, что мы превратились в плакс. А как ревут плаксы? Глубоко вдохнем и громко-громко поплачем, произнося звук «ы-ы-ы…»

Дети выполняют описываемые взрослым действия, затем перестают «плакать», «вытирают слезы» и все вместе танцуют.

Что же ты не скачешь?

«Ы-ы-ы» все плачешь?

Вытри слезки, улыбнись,

В круг с друзьями становись.

Будем вместе мы играть,

Будем петь и танцевать!

 

    8. «Гусь»

    Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.

    Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки опущены.

    - Представим, что мы превратились в гуся, гуляющего во дворе. Немного вытягиваем вперед шею, руки слегка расставляем и отводим их в стороны. Делаем глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вперед, вытягиваем шею и произносим: «ш-ш-ш…»

Во дворе гуляет гусь,

Выступает важно:

«Никого я не боюсь –

Я гусак отважный!»

«Ш-ш, - шипит сердито гусь. –

Уходите, я сержусь!»

 

    9. «Большой и маленький»

    Упражнение способствует нормализации психоэмоционального состояния.

    Исходное положение – стоя.

    - Представим, что мы выросли и стали большими-пребольшими. Глубоко вдохнем, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»

Совсем большой мой старший брат –

Пойдет он скоро в школу.

С ним поиграть всегда я рад,

Брат добрый и веселый!

А я хотя росточком мал,

Но все же очень я удал!

 

    У детей с неврологическими нарушениями наблюдается соматическая ослабленность, отклонения в нормальном функционировании внутренних органов. В этом случае помогает выполнение упражнений и произнесение следующих звуков.

 

   10. Звук «Я»

    Произнесение звука положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли, придает уверенность в собственных силах.

     Исходное положение – произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «я-я-я…» Тянем его как можно дольше.

 

   11. Звук «И»

    Произнесение звука очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

    Исходное положение – произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и…» Тянем его как можно дольше. На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.

 

   12. «Самолет»

    Упражнение способствует нормализации кровяного давления и улучшению работы почек.

    Исходное положение – стоя. Руки вытянуты в стороны.

    - Представим, что мы превратились в быстрый реактивный самолет. Наш самолет взлетает: со звуком «у-у…» не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража «руки - крылья». Вот мы и в небе! Самолет набирает скорость: передвигаемся быстрее, чаще меняем положение «крыльев» - чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у…» Пришло время возвращаться на землю. Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук «у-у…» Останавливаемся, опускаем «крылья».

Самолет летит, как птица,

В синем небе серебрится.

А мотор гудит: «У-у-у,

Я пилоту помогу!»

 

    Таким образом, дыхательная и звуковая гимнастика в своей взаимосвязи имеют большое значение в оздоровительно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Дыхательную и звуковую гимнастику можно включать в структуру индивидуальных занятий после проведения массажа и артикуляционной гимнастики, а также использовать в качестве психогимнастики и физкультминуток при проведении фронтальных занятий.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособие по использованию дыхательной гимнастики в практике работы с детьми дошкольного возраста.

В этом методическом пособии собраны и переработаны различные комплексы и упражнения по дыхательной гимнастике,а так же упражнения на расслабление с сосредоточением на дыхании....

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми.

Родители должны знать, что недостатки речи нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.Тренировка артикуляционных ...

Логопедический материал "Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми"

Логопедический материал "Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми"...

Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы детьми дошкольного возраста.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. ...

Использование дыхательной гимнастики Стрельниковых в работе с детьми с ОВЗ. Презентация

Использование дыхательной гимнастики Стрельниковых в работе с детьми с ОВЗ...

Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми

Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для т...

Дыхательная гимнастика в логопедической работе.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...