Дыхательная гимнастика в логопедической работе.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия.

 В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Ежедневное использование дыхательной гимнастики, как одной из форм здоровьесберегающих технологий, необходимое условие оздоровления дошкольников в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Речевое (или фонационное) дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

У детей дошкольного и школьного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:

- Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.

- Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».

- Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.

- Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. 

С помощью серии дыхательных упражнений логопеды чаще всего исправляют следующие нарушения:

  • Слабые вдохи и выдохи, приводящие к тихой и почти не различимой речи. Это расстройство обычно встречается у физически слабых, застенчивых, робких детей.
  • Неравномерное и неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха уже при произнесении первых слов или даже слогов. Конец фразы или слова «проглатывается» или произносится шепотом.
  • Неспособность правильно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
  • «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
  • Неравномерный объем и громкость речи, возникающие из-за резкого толчкообразного выдоха.

Примеры упражнений:

  • «Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному «берегу».
  • «Снег и ветер». Маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.
  •  «Пузырьки». Это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
  • «Дудочка». Подготавливаются колпачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребенок дует в них, извлекая звуки.
  •  «Греем руки». Ребенку предлагают дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление выдоха, и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика для логопедической подготовительной группы

Задачи дыхательной гимнастики. Техника выполения и комплекс дыхательных упражнений для логопедической подготовительной группы....

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми.

Родители должны знать, что недостатки речи нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.Тренировка артикуляционных ...

Логопедический материал "Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми"

Логопедический материал "Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми"...

Дыхательная гимнастика на логопедических занятиях

Дыхательная гимнастика необхлдима для выработки правильной воздушной струи и нормального речевого дыхания. Данный комплекс будет полезен: родителям, детям, педагогам-воспитателям....

"Дыхательная гимнастика на логопедических занятиях для детей с ТНР"

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики на логопедических занятиях....

Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми

Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для т...

Методическая копилка. «Звуковая и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми с ТНР».

Звуковая и дыхательная зарядка в логопедической работе с детьми с ТНРЗвуковая зарядка – это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определённых звуков и их сочетаний строго оп...