Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми.
консультация по логопедии (средняя группа) по теме

 Родители должны знать, что недостатки речи нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логопедических занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми.

 Каждый родитель мечтает и стремиться к тому, чтобы его ребёнок вырос гармонично развитым – был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным и у него всё получалось. А чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребёнка, взрослому необходимо знать, что малыш должен знать и уметь в этом возрасте.

 Уровень развития речи детей пяти лет.

  1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), это даёт ребёнку возможность высказываться более полно и точнее излагать мысли.
  2. В речи ребёнка всё чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качества предметов, описания временных и пространственных отношений.
  3. Своё высказывание ребёнок строит из двух-трёх и более простых распространённых предложений, начинает чаще использовать сложные предложения.
  4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребёнок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
  5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребёнок пытается установить сходство в звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка – мошка», «наша – Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.
  6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные двух-, четырёхстишия.
  7. На шестом году жизни ребёнок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.
  8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов. Большинство детей к 5-ти годам правильно произносят шипящие звуки и «Л», «Р», «Рь», отчётливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру, чаще правильно ставят в словах ударение.

 Если ваш малыш посещает занятия с учителем-логопедом, значит, он отстаёт от возрастной нормы речевого развития. Вы должны знать, что недостатки речи нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.

 Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логопедических занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения.

 Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель — увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Логопед учит ребёнка дышать с закрытым ртом. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда  логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Он учит ребёнка задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

 При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, с использованием игровых приёмов в хорошо проветренном помещении.

 «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней — бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

 «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

 «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

 «Мыльные пузыри» Обращаем  внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьков должно быть много.

 «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

 «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

 «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

 Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Артикуляционная гимнастика является основой для коррекции нарушенных звуков. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

 Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять упражнения по 3-5 минут.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, а другие даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.

 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 Организация проведения артикуляционной гимнастики:

 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

 5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходите к выполнению упражнений творчески.

 Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособие по использованию дыхательной гимнастики в практике работы с детьми дошкольного возраста.

В этом методическом пособии собраны и переработаны различные комплексы и упражнения по дыхательной гимнастике,а так же упражнения на расслабление с сосредоточением на дыхании....

Использование артикуляционных и фонетических сказок в логопедической работе с детьми

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше места занимают специальные техники, куда входит такое направление, как логопедическая сказка. Именно особенн...

Логопедический материал "Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми"

Логопедический материал "Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми"...

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик для коррекционной работы в домашних условиях

Данные комплексы адресованы родителям для использования в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха и речи в домашних условиях...

Использование дыхательной гимнастики Стрельниковых в работе с детьми с ОВЗ. Презентация

Использование дыхательной гимнастики Стрельниковых в работе с детьми с ОВЗ...

Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми

Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для т...

Методическая копилка. «Звуковая и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми с ТНР».

Звуковая и дыхательная зарядка в логопедической работе с детьми с ТНРЗвуковая зарядка – это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определённых звуков и их сочетаний строго оп...