Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "составление описательных рассказов «Времена года»».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Огаркова Галина Георгиевна

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

ФИО педагога, должность 

Возрастная группа воспитанниковподготовительная общеобразовательной направленности.

Наименование образовательной организации МБДОУ «Детский сад №5».

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности составление описательных рассказов «Времена года»

Цель: создание условий для совершенствования умения составлять описательные рассказы.

Задачи:

  1. закрепить умение обобщать и систематизировать представления о временах года.

2) продолжать развивать монологическую форму речи;

3) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Приоритетная образовательная область:речевое развитие.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуацииконструктивное общение со взрослыми и сверстниками, устная речь, как основное средство общения.

Форма организациидетей: фронтальная.

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): куколки-феи, олицетворяющие времена года, медали (снежинки, разноцветные листочки, цветы), картины с изображением времен года, картинки с ошибками, шаблоны для записывания детских рассказов, фломастеры, музыка «Времена года».

Планируемый результат:дети закрепят умения обобщать и систематизировать представления о временах года.

Предварительная деятельность с воспитанниками:Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам, беседы с детьми о погоде в разное время года, рассматривание пейзажных картин о временах года, чтение из книги «Четыре времени года» (сост.С.А.Веретенникова, А.А.Лыков): В.Архангельский, отгадывание загадок, дидактические упражнения.

Методы и приемы: образец рассказа воспитателя, вопросы, указания, художественное слово, лексические упражнения, рассказывание, игры, проблемная ситуация, план перессказа.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки

 детской инициативы

1 часть – вводная

Цельсоздание условий для совершенствования умения составлять описательные рассказы.

Создание образовательной ситуации

Дети, я предлагаю вам послушать одно музыкальное произведение (включаю Антонио Вивальди «Времена года»). Оно называется «Времена года»..

Ребята, посмотрите, кто-то спрятался на полочке в уголке природы.

Дети находят 4 куколок в виде фей, одетых по сезону (зима, весна, лето, осень)

Создание в группе положительного психологического  микроклимата.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

Ф (весна):Здравствуйте. Вы догадались, кто мы такие?

Все верно, я – Весна, а это мои сестры: Осень, Лето и Зима. Мы с сестрами пришли к вам за помощью, мыне можем решить, кто из нас лучше и красивее. Я говорю, что я самая красивая, но мои сестры не согласны со мной (плачет)

В: не плачь. Ребята,может быть мы сможем помочь нашим прекрасным феям разрешить их спор?

- да, лето, весна, осень, зима.

- конечно, с удовольствием

Развивать активный интерес детей к новым знаниям, стремление получений новых знаний и умений, создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

2 часть – основная

Цель: закрепить умение обобщать и систематизировать представления о временах года.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Я предлагаю вам разделиться на 4 команды, феи будут командирами команд. Какие названия дадим командам?

Ф: осень. Зима. Весна. Лето.

В: это отличные названия для наших команд. Дети, вы согласны?

Предлагаю вам занять места за столами- каждая команда за своим столом (чтобы обозначить команды, ставлю на стол картинки с изображением соответствующего времени года).Сейчас мы с вами устроим соревнования, с помощью которых постараемся помочь феям разрешить их спор.

Согласны? Тогда начнем..

(дети делятся на команды)

- да

- да

Дать совет, задавать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Первым заданием станет игра «Подбери слово». Какая команда назовет больше слов, та и одержит победу в этой игре. И так начнем.

Мороз что делает?

Ветер…

Снег...

Сосулька…

Цветы ...

Молодцы. Команда ____ отвечала больше остальных и получает один балл (даю командемедаль, врезанную из бумаги)

Ф (зима) Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...

(даю командемедаль, врезанную из бумаги)

Ф: Ребята, вот видите, какая я важная. Значит, я самая лучшая?

В: Подожди, мы выполнили еще не все задания.

Дети, каким словом можно сказать о зиме? Какая она?

(даю командемедаль, врезанную из бумаги)

Ребята, как вы думаете, что зимой хорошо, а что плохо?

(даю командемедаль, врезанную из бумаги)

Молодцы. Посмотрите на картину, которую я для вас приготовила.

Что на ней изображено?Как вы это поняли?

(даю командемедаль, врезанную из бумаги)

А сейчас придумайте рассказ о зиме, подсказкой вам будет эта картина. Опишите, какое бывает зимой солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились.

(даю командемедаль, врезанную из бумаги)

Ф (весна): Дети, а позвольте мне загадать вам загадку

Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня …

(даю командемедаль, врезанную из бумаги)

Вот видите, значит, я самая красива.

В: ребята, давайте расскажем о весне какая она бывает.

(даю командемедаль, врезанную из бумаги)

Много слов вы подобрали. А теперь посмотрите на вторую картину. Что на ней изображено? Как вы это поняли?

(даю командемедаль, врезанную из бумаги)

А сейчас придумайте рассказ о весне, подсказкой вам будет эта картина. Опишите, какой бывает весна, какое солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о весне, погоде, которые вы сейчас подобрали. Яснова буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились.

(даю команде снежинку, врезанную из бумаги)

Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем.

- рисует, щиплет, трещит, морозит

- свищет, бушует, дует, завывает

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает

- висит, растёт, тает, плачет, капает

- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут

- зима

- Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная…

- много снега, можно кататься на санках, можно лепить снеговика, играть в снежки, праздник новогодний.

- нос мерзнет, нужно одевать много одежды, много снега, тяжело ходить, сильный ветер.

- зима

- лежит снег, на деревьях нет листьев..

Дети составляют рассказ

- весна

- ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

- весна

- тает снег, видны проталины, солнце светит ярко.

Дети составляют рассказы

Учить вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, информационно – познавательная инициатива.

Физминутка

Солнце засветило,

Сугробы растопило.

Теплую погоду принесла весна.

 Грачи к нам прилетают,

И еж с медведем знают:

Пора им просыпаться,

 Весною любоваться!

(руки через середину поднять)

(руки через середину опустить)

(руки в сторону)

(махи руками)

(руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть

в стороны, указательный палец приставить ко лбу)

(подтянуться, посмотреть по сторонам)

Ф (лето):ребята, а здесь есть картина обо мне? Ой, какая же я на ней красивая. Теперь послушайте и мою загадку
На небе желтая рубашка, распахнула свои рукава по всему небу. Молодцы. ребята, давайте мы с вами поиграем в игру: каждой команде я буду говорить начало предложения, а вы придумывать окончание.

- Солнце желтое как

- Солнце круглое как

- Солнце ласковое как

-Солнце теплое как

- Солнце яркое как

-Солнце жаркое как

Я вас хвалю, со всеми заданиями справляетесь.

В:Сейчас нужно придумать рассказ о лете, подсказкой вам сновастанет картина. Опишите, каким бывает лето,солнце, какая погода. Яснова буду записывать ваши рассказы.

Ф (осень): ребята, вы такие красивые рассказы составили про моих сестер, а про меня забыли. (обижается)

В: не расстраивайся. Мы про тебя не забыли и сейчас ребята составят рассказ и об осени.

Дети, я предлагаю поиграть в игру «назови наоборот».

Летом жарко, а осенью

Летом дни длинные, а осенью

Летом птицы вьют гнезда, а осенью

Летом мы собираем ягоды, а осенью

Летом мы купаемся в речке, а зимой

Летом идут дожди, а зимой

Сейчас мы снова составим рассказ, но об осени. Я снова буду записывать ваши рассказы и лучшие мы разместим в уголок для родителей.

Мои задания закончились. Давайте спросим наших волшебных фей, понравились ли им наши рассказы и подведем итоги.

Ф: конечно нам понравились ваши рассказы. Но подождите подводить итоги. Картины у вас замечательные, но и у нас есть несколько рисунков про времена года. Но на них художник все перепутал. Ребята, может вы нам и в этом сможете помочь.

- да. Вот она

- солнце

- одуванчик, лимон ..

- мяч, шарик

- мама, бабушка

- печка, рукавичка

- фонарик, лампочка

- костер, огонь

- холодно

- короткие

- улетают на юг

- овощи

- катаемся на коньках, на лыжах, на санках

- снег

Дети составляют рассказы

- конечно, с удовольствием

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

(раздаю детям картинки с ошибками с изображением времен года)

Посмотрите внимательно на картинки, вам нужно найти ошибки, которые допустил художник и обвести их фломастером.

Дети рассматривают картинки и находят на них ошибки, отмечают их.

Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

3 часть – заключительная

Цель: закрепить знания детей.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

В:посмотрите, феи, все команды одинокого хорошо справились с вашим заданием.Победила дружба. И вам тоже не нужно спорить, кто важнее и красивее.

Ф: ребята, спасибо вам.Послушав ваши замечательные рассказы про времена года, мы поняли, что каждая из нас красива и важна. Мы больше не станем ссориться и обижаться друг на друга.

В: Пожалуйста. Нужно попрощаться с нашими гостями.

- до свидания

Побуждение детей к формированию привычки выражать собственную оценку воспринимаемого

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Теперь предлагаю вам взять наши рассказы и оформить их в уголок родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".

Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие"  Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".

Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие"  Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем».

Конспект НОД по развитию речи в поготовительной группе на тему:"Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем"....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"

Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...

Конспект НОД по развитию речи на тему - Составление описательного рассказа о диких животных

Конспект НОД по развитию речи на тему - Составление описательного рассказа о диких животных...

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»...