Главные вкладки

    Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "составление описательных рассказов «Времена года»».
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Огаркова Галина Георгиевна

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

    по образовательной области «Речевое развитие»

    ФИО педагога, должность 

    Возрастная группа воспитанниковподготовительная общеобразовательной направленности.

    Наименование образовательной организации МБДОУ «Детский сад №5».

    Тема непосредственно организованной образовательной деятельности составление описательных рассказов «Времена года»

    Цель: создание условий для совершенствования умения составлять описательные рассказы.

    Задачи:

    1. закрепить умение обобщать и систематизировать представления о временах года.

    2) продолжать развивать монологическую форму речи;

    3) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

    Приоритетная образовательная область:речевое развитие.

    Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие.

    Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуацииконструктивное общение со взрослыми и сверстниками, устная речь, как основное средство общения.

    Форма организациидетей: фронтальная.

    Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): куколки-феи, олицетворяющие времена года, медали (снежинки, разноцветные листочки, цветы), картины с изображением времен года, картинки с ошибками, шаблоны для записывания детских рассказов, фломастеры, музыка «Времена года».

    Планируемый результат:дети закрепят умения обобщать и систематизировать представления о временах года.

    Предварительная деятельность с воспитанниками:Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам, беседы с детьми о погоде в разное время года, рассматривание пейзажных картин о временах года, чтение из книги «Четыре времени года» (сост.С.А.Веретенникова, А.А.Лыков): В.Архангельский, отгадывание загадок, дидактические упражнения.

    Методы и приемы: образец рассказа воспитателя, вопросы, указания, художественное слово, лексические упражнения, рассказывание, игры, проблемная ситуация, план перессказа.

    Части НООД

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Способы поддержки

     детской инициативы

    1 часть – вводная

    Цельсоздание условий для совершенствования умения составлять описательные рассказы.

    Создание образовательной ситуации

    Дети, я предлагаю вам послушать одно музыкальное произведение (включаю Антонио Вивальди «Времена года»). Оно называется «Времена года»..

    Ребята, посмотрите, кто-то спрятался на полочке в уголке природы.

    Дети находят 4 куколок в виде фей, одетых по сезону (зима, весна, лето, осень)

    Создание в группе положительного психологического  микроклимата.

    Мотивация детей

    на предстоящую деятельность

    Ф (весна):Здравствуйте. Вы догадались, кто мы такие?

    Все верно, я – Весна, а это мои сестры: Осень, Лето и Зима. Мы с сестрами пришли к вам за помощью, мыне можем решить, кто из нас лучше и красивее. Я говорю, что я самая красивая, но мои сестры не согласны со мной (плачет)

    В: не плачь. Ребята,может быть мы сможем помочь нашим прекрасным феям разрешить их спор?

    - да, лето, весна, осень, зима.

    - конечно, с удовольствием

    Развивать активный интерес детей к новым знаниям, стремление получений новых знаний и умений, создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

    2 часть – основная

    Цель: закрепить умение обобщать и систематизировать представления о временах года.

    Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

    Я предлагаю вам разделиться на 4 команды, феи будут командирами команд. Какие названия дадим командам?

    Ф: осень. Зима. Весна. Лето.

    В: это отличные названия для наших команд. Дети, вы согласны?

    Предлагаю вам занять места за столами- каждая команда за своим столом (чтобы обозначить команды, ставлю на стол картинки с изображением соответствующего времени года).Сейчас мы с вами устроим соревнования, с помощью которых постараемся помочь феям разрешить их спор.

    Согласны? Тогда начнем..

    (дети делятся на команды)

    - да

    - да

    Дать совет, задавать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт.

    Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

    Первым заданием станет игра «Подбери слово». Какая команда назовет больше слов, та и одержит победу в этой игре. И так начнем.

    Мороз что делает?

    Ветер…

    Снег...

    Сосулька…

    Цветы ...

    Молодцы. Команда ____ отвечала больше остальных и получает один балл (даю командемедаль, врезанную из бумаги)

    Ф (зима) Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

    Дел у меня немало — я белым одеялом
    Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
    Белю поля, дома, а зовут меня ...

    (даю командемедаль, врезанную из бумаги)

    Ф: Ребята, вот видите, какая я важная. Значит, я самая лучшая?

    В: Подожди, мы выполнили еще не все задания.

    Дети, каким словом можно сказать о зиме? Какая она?

    (даю командемедаль, врезанную из бумаги)

    Ребята, как вы думаете, что зимой хорошо, а что плохо?

    (даю командемедаль, врезанную из бумаги)

    Молодцы. Посмотрите на картину, которую я для вас приготовила.

    Что на ней изображено?Как вы это поняли?

    (даю командемедаль, врезанную из бумаги)

    А сейчас придумайте рассказ о зиме, подсказкой вам будет эта картина. Опишите, какое бывает зимой солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились.

    (даю командемедаль, врезанную из бумаги)

    Ф (весна): Дети, а позвольте мне загадать вам загадку

    Я раскрываю почки,
    в зелёные листочки.
    Деревья одеваю,
    посевы поливаю,
    Движения полна,
    зовут меня …

    (даю командемедаль, врезанную из бумаги)

    Вот видите, значит, я самая красива.

    В: ребята, давайте расскажем о весне какая она бывает.

    (даю командемедаль, врезанную из бумаги)

    Много слов вы подобрали. А теперь посмотрите на вторую картину. Что на ней изображено? Как вы это поняли?

    (даю командемедаль, врезанную из бумаги)

    А сейчас придумайте рассказ о весне, подсказкой вам будет эта картина. Опишите, какой бывает весна, какое солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о весне, погоде, которые вы сейчас подобрали. Яснова буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились.

    (даю команде снежинку, врезанную из бумаги)

    Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем.

    - рисует, щиплет, трещит, морозит

    - свищет, бушует, дует, завывает

    - летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает

    - висит, растёт, тает, плачет, капает

    - распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут

    - зима

    - Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная…

    - много снега, можно кататься на санках, можно лепить снеговика, играть в снежки, праздник новогодний.

    - нос мерзнет, нужно одевать много одежды, много снега, тяжело ходить, сильный ветер.

    - зима

    - лежит снег, на деревьях нет листьев..

    Дети составляют рассказ

    - весна

    - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

    - весна

    - тает снег, видны проталины, солнце светит ярко.

    Дети составляют рассказы

    Учить вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, информационно – познавательная инициатива.

    Физминутка

    Солнце засветило,

    Сугробы растопило.

    Теплую погоду принесла весна.

     Грачи к нам прилетают,

    И еж с медведем знают:

    Пора им просыпаться,

     Весною любоваться!

    (руки через середину поднять)

    (руки через середину опустить)

    (руки в сторону)

    (махи руками)

    (руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть

    в стороны, указательный палец приставить ко лбу)

    (подтянуться, посмотреть по сторонам)

    Ф (лето):ребята, а здесь есть картина обо мне? Ой, какая же я на ней красивая. Теперь послушайте и мою загадку
    На небе желтая рубашка, распахнула свои рукава по всему небу. Молодцы. ребята, давайте мы с вами поиграем в игру: каждой команде я буду говорить начало предложения, а вы придумывать окончание.

    - Солнце желтое как

    - Солнце круглое как

    - Солнце ласковое как

    -Солнце теплое как

    - Солнце яркое как

    -Солнце жаркое как

    Я вас хвалю, со всеми заданиями справляетесь.

    В:Сейчас нужно придумать рассказ о лете, подсказкой вам сновастанет картина. Опишите, каким бывает лето,солнце, какая погода. Яснова буду записывать ваши рассказы.

    Ф (осень): ребята, вы такие красивые рассказы составили про моих сестер, а про меня забыли. (обижается)

    В: не расстраивайся. Мы про тебя не забыли и сейчас ребята составят рассказ и об осени.

    Дети, я предлагаю поиграть в игру «назови наоборот».

    Летом жарко, а осенью

    Летом дни длинные, а осенью

    Летом птицы вьют гнезда, а осенью

    Летом мы собираем ягоды, а осенью

    Летом мы купаемся в речке, а зимой

    Летом идут дожди, а зимой

    Сейчас мы снова составим рассказ, но об осени. Я снова буду записывать ваши рассказы и лучшие мы разместим в уголок для родителей.

    Мои задания закончились. Давайте спросим наших волшебных фей, понравились ли им наши рассказы и подведем итоги.

    Ф: конечно нам понравились ваши рассказы. Но подождите подводить итоги. Картины у вас замечательные, но и у нас есть несколько рисунков про времена года. Но на них художник все перепутал. Ребята, может вы нам и в этом сможете помочь.

    - да. Вот она

    - солнце

    - одуванчик, лимон ..

    - мяч, шарик

    - мама, бабушка

    - печка, рукавичка

    - фонарик, лампочка

    - костер, огонь

    - холодно

    - короткие

    - улетают на юг

    - овощи

    - катаемся на коньках, на лыжах, на санках

    - снег

    Дети составляют рассказы

    - конечно, с удовольствием

    Этап осуществления самостоятельной работы детьми

    (раздаю детям картинки с ошибками с изображением времен года)

    Посмотрите внимательно на картинки, вам нужно найти ошибки, которые допустил художник и обвести их фломастером.

    Дети рассматривают картинки и находят на них ошибки, отмечают их.

    Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

    3 часть – заключительная

    Цель: закрепить знания детей.

    Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

    В:посмотрите, феи, все команды одинокого хорошо справились с вашим заданием.Победила дружба. И вам тоже не нужно спорить, кто важнее и красивее.

    Ф: ребята, спасибо вам.Послушав ваши замечательные рассказы про времена года, мы поняли, что каждая из нас красива и важна. Мы больше не станем ссориться и обижаться друг на друга.

    В: Пожалуйста. Нужно попрощаться с нашими гостями.

    - до свидания

    Побуждение детей к формированию привычки выражать собственную оценку воспринимаемого

    Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

    Теперь предлагаю вам взять наши рассказы и оформить их в уголок родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

    Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".

    Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие"  Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".

    Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие"  Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...

    Конспект НОД по развитию речи на тему: «Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем».

    Конспект НОД по развитию речи в поготовительной группе на тему:"Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем"....

    Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"

    Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...

    Конспект НОД по развитию речи на тему - Составление описательного рассказа о диких животных

    Конспект НОД по развитию речи на тему - Составление описательного рассказа о диких животных...

    Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Описательный рассказ по картине «Ежи»

    Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Описательный рассказ по картине «Ежи»...