Сказкотерапия на занятиях по развитию речи
консультация по развитию речи

Путикова Светлана Вячеславовна

При сказкотерапии в развитии речи создаѐтся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребѐнка, происходит совершенствование лексико–грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya1.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребѐнку узнать мир  и одарить его воображение».  Д. Родари.          Развитие речи становится всѐ более актуальной проблемой в нашем  обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивнопримитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

         В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание.

         Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учѐных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения)периодом речевого развития и творчества детей. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что  родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Совокупность различных методов и приѐмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

         При использовании сказкотерапии в развитии речи создаѐтся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребѐнка, происходит совершенствование лексико–грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаѐтся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребѐнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

         Целью такой работы всегда является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников. Добиться поставленной цели возможно путем анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по данной теме, практического использования существующих методов для решения проблем речевого развития с последующим выявлением эффективности каждого этапа проведенной работы.  

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:  

  1. К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.  
  2. В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.
  3. Необходимым условием качественной работы является также наличие интегративности и непрерывности. Иными словами, нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели.

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач: 

  1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.  
  2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.  
  4. Развитие коммуникативных способностей.  
  5. Обучение преодолению страхов и трудностей.  
  6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.  
  7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.  

         Умственное развитие детей от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Возраст 4-5 лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

         У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

         Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.  

         Структура сказкотерапевтического занятия 

  1. Ритуал «входа» в сказку. 
  2. Повторение / вспомнить то, что делали в прошлый раз и какиевыводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились/. 
  3. Расширение / расширить представление ребѐнка о чем – либо/.
  4. Закрепление / приобретение нового опыта, проявление новыхкачеств  личности ребѐнка/. 
  5. Интеграция / связать новый опыт с реальной жизнью/. 
  6. Резюмирование / обобщить приобретѐнный опыт/. 
  7. Ритуал «выхода» из сказки / закрепить новые знания подготовить ребѐнка к взаимодействию в привычной социальной среде/.

Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.  Работа со сказкой строится следующим образом:

  1. чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
  2. рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
  3. драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.          Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

         Что могут дать такие  сказки для детей?Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне. Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим. В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

         Сказка помогает ребѐнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять еѐ героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребѐнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретѐнным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

         Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

  • диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребѐнка на основе сказки;
  • взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
  • насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи

Статья об использовании сказкотерапии в образовательной деятельности по развитию речи. В статье приведены примеры использования элементов сказкотерапии для речевого развития дошкольников....

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общ...

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями,Может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»....

Консультация для педагогов: "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременн...

Консультация для педагогов на тему «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями,Может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»....

Консультация для педагогов "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем  обществе. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих пр...