Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Рассказ по картине И. Левитана " Золотая Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Формина Татьяна Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе 

Рассказ по картине И. Левитана «Золотая Осень» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i._levitan_zolotaya_osen.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

Рассказ по картине И. Левитана «Золотая Осень»

Педагогические технологии:

Информационно – коммуникативные, здоровьесбеоегающие, игровые.

Цель:

Знакомство с художником И.И. Левитана, с его творчеством.

Образовательные задачи:

- учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел,

 -выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы.

Развивающая задача:

- развивать умение выражать в речи свои впечатления, выказывать эстетические суждения,

- обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное).

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к произведениям живописи,

- формировать эстетическое восприятие.

Материал для занятия:

- репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»,

- портрет художника И. Левитана

Предварительная работа:

-беседы,

-рассматривание иллюстраций


Ход занятия:

Воспитатель:

– Вспомните, какое сейчас время года.

– Что такое пейзаж?

– Какой цвет соответствует лету? Почему?

– Какой цвет соответствует второму периоду осени?

– Что вы знаете об этом периоде?

– Чем он отличается от остальных периодов осени?

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан. Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

– Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень». Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?

– Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное?

– Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

– Какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу?

– Послушайте стихи об осенней поре:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый кленовый.

                        В. Авдиенко

* * *

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

                        А. Плещеев

* * *

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

                        И. Бунин

– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»? В какой период осени лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана?

– Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите те деревья, которые зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

– Прямо ли течет река, или меняет свое направление?

– Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой?

– Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?

– Что видно на высоком берегу?

– Почему крестьянские домики такие маленькие?

Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.

Понравилась ли вам картина? (ответы детей)

Кто скажет, какой художник нарисовал эту картину? (Левитан)

Как она называется? (Золотая осень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Программные задачи:1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.2.   Упражнять  в  подб...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе С использованием приемов мнемотехники " Золотая Осень"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники « Золотая осень»Цели:1. Продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице, а из них короткий рассказ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « Игрушки» на тему: « Рассказы об осени»

Обучение рассказыванию через составление рассказов на тему «Осень наступила». Знакомство со стихотворениями  Бунина, Пушкина о ранней осени.рассматривание репродукций картин известных...

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.

Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошко...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Обобщение представлений об осени. Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совер...

Образовательная ситуация по развитию связной монологической речи в подготовительной группе. Рассматривание картины И Левитана "Золотая осень" и беседа по ней

Развитие связной монологической речи, фонематических представлений, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики...